Главная  Контакты  Карта сайта  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка
ДАТА: 26 АПРЕЛЯ, ПЯТНИЦА
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Подпрограмма 10. Федеральная целевая программа «Мировой океан».
 Картинка региона или АРМа
esimo.oceanography.ru Японское море / Гидрология / Цунами / О моделировании рапространения цунами в Японском море /
 ГИДРОЛОГИЯ
О моделировании распространения цунами в Японском море
Назад Начало Вперед  карта россии  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка

Год:

Побережье Приморья находится в достаточно выгодном положении по отношению к вероятным источникам цунами: все они располагаются вблизи побережья Японии. Согласно наблюдениям, время добегания цунами от них до российского побережья составляет от 40-50 до 110-120 мин. Для изучения влияния особенностей топографии дна на скорость распространения и деформацию волн цунами был проанализирован механизм распространения волн цунами от четырех источников крупных землетрясений в восточной части моря, вблизи побережья Японии. Для каждого случая проявления цунами были построены карты изохрон, то есть одинаковых времен добегания.

Анализ показал, что на пути прохождения волны цунами через Японское море ее скорость не является величиной постоянной, вследствие чего фронт волны испытывает определенные деформации. Эти деформации закономерно связаны с крупными морфоструктурами дна. Наибольшая скорость волн цунами наблюдается в глубоководных частях моря, т.е. при прохождении над глубоководными котловинами с относительно ровным дном. В центральной части Японского моря крупным топографическим барьером, сильно влияющим на деформацию фронта волны цунами, является возвышенность Ямато. Фронт волны сильно деформируется уже вблизи восточного подножия возвышенности. Западнее Ямато, над котловиной с относительно ровным дном и большими глубинами скорость прохождения волны вновь увеличивается. Однако остаточная деформация фронта волны сохраняется вплоть до зоны Корейского пролива. Наиболее сложные планы деформации фронта волны цунами наблюдаются при ее выходе на материковый склон и шельф. Деформация заметно усиливается вследствие того, что фронт волны все больше отстает от фронта над соседними глубоководными участками дна. Наибольшая разница скоростей и максимальные величины деформаций фронта отмечаются в районах широкого шельфа. Это хорошо проявляется на шельфе южной части моря и Татарского пролива.

Детальный анализ времен добегания волн цунами от имевших в прошлом цунамигенных очагов показал следующее. Времена добегания волн цунами до пункта Владивосток максимальны и составляют в среднем 110-130 мин. Те же времена добегания до пунктов Находка, Преображение и Валентин составляют 60-90 мин, а до пункта Ольга - 40-90 мин. В качестве примера в таблице для сравнения приведены наблюденные и рассчитанные времена добегания волн цунами для пунктов Владивосток, Находка, Преображение и Ольга во время сильного цунами 26 мая 1983 г. Расчетные и наблюденные времена добегания различаются в среднем на 13-20 мин. Это несоответствие можно объяснить неполным учетом факторов, влияющих на скорость и трансформацию волн цунами на участках резких перепадов глубин и на подходах к побережью. Тем не менее, за неимением других результаты расчетов можно принять в качестве основы при цунамирайонировании побережья Приморья, а также для принятия решений о тревогах цунами.


Copyright:
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Динамическое электронное справочное пособие.
Введено в опытную эксплуатацию 01.06.2007
Технология разработана Лабораторией автоматизированных систем ГУ "ГОИН".
Свои вопросы и замечания направляйте разработчикам isys_lab@geocentre.ru. © 1998-2007 ГУ "ГОИН".
Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31
Банер 232х60 Банер 468х60 Банер 232х60
Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60