Главная  Контакты  Карта сайта  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка
ДАТА: 26 АПРЕЛЯ, ПЯТНИЦА
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Подпрограмма 10. Федеральная целевая программа «Мировой океан».
 Картинка региона или АРМа
esimo.oceanography.ru Японское море / Гидрология / Лед / Особенности плаваний / Особенности в пунктах /
 ГИДРОЛОГИЯ
Особенности в пунктах
Назад Начало Вперед  карта россии  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка

Год:

Ванино

Основная трасса зимнего плавания в порт Ванино проходит от кромки льда через точки с координатами 48°с.ш. 141°в.д. - 49°с.ш. 140° 35°в.д.. При западных и северо-западных ветрах предпочтительнее прибрежный вариант: от кромки льда к м. Золотой и далее вдоль берега к порту Ванино (рисунок в гл. «Общие сведения»). В умеренные и мягкие зимы обычно используются оба варианта плавания, а в суровые зимы - в основном прибрежный. Протяженность пути во льдах на трассах зависит от суровости зимы и ветровых условий (таблица в гл. «Общие сведения). По прибрежному варианту протяженность пути во льдах на 10-15 миль больше чем на основной трассе. Но увеличение пути в первом случае компенсируется более благоприятными ледовыми условиями при отжимных западных и северо-западных ветрах.

Так, в феврале суровых зим протяженность пути в сплоченных серо-белых и однолетних льдах по прибрежному варианту плавания в среднем на 40-45 миль меньше, чем на основной трассе. В целом ухудшение ледовой обстановки на обеих трассах плавания происходит от декабря к февралю. Если в начале этого периода на трассах встречается разреженный битый лед и начальные виды, то в январе лед переходит в стадию серо-белого, уплотняется, появляются обломки ледяных полей. В феврале в суровые зимы трассы заполняются сплоченными и сплошными полями серо-белого и белого льда. Но при сильных и продолжительных западных и северо-западных ветрах у материкового берега образуются полыньи, шириной до 10 миль. При ослаблении или изменении направления ветра эти полыньи заполняются молодым льдом. В умеренные и мягкие зимы серо-белый лед занимает около 50% общей протяженности основной трассы и 10-15% протяженности прибрежного варианта трассы. В марте общая протяженность плавания во льдах на трассах сокращается, средняя ширина прибрежной зоны с молодым льдом суживается до 2-5 миль, расширяется прикромочная зона с битым льдом до 10-15 миль, но на основной трассе преобладают сплоченные обломки ледяных полей тонкого однолетнего льда.

В апреле трассы к порту Ванино очищаются от льда. Отдельные пятна мелкобитого редкого льда можно встретить при плавании прибрежным вариантом между мысами Песчаный - Красный Партизан. Следует иметь в виду, что в зимы всех типов предельной возрастной стадией дрейфующего льда в южной части Татарского пролива является тонкий однолетний лед, причем в районе трасс плавания в порт Ванино его количество среди общей сплоченности не превышает 4 баллов. Южнее мыса Красный Партизан у берега он встречается лишь в марте. На трассах в порт Ванино возникают ветровые и приливные сжатия льда. Ветровые сжатия появляются при сильных ветрах восточного сектора, которые способствуют сплочению льда у приморского побережья. В этих случаях наиболее неблагоприятная ледовая обстановка складывается в районе прибрежного варианта трассы на участке между мысами Песчаный - Красный Партизан. Приливные сжатия наблюдаются в сплошных льдах на малой воде. В мористых участках трассы сжатия обычно не превышают одного балла, а у берега материка и особенно вблизи мысов они достигают 2-3 баллов.

При совокупном воздействии восточного ветра и приливном сжатии между мысами Датта – Красный Партизан у берега может образоваться зона сплошного тертого и набивного льда толщиной до 400 см. Этот лед смерзается с берегом, а на его границе образуется визуально заметный дрейфораздел с поясами торошения. Мористая часть дрейфораздела дрейфует на юг, напоминая ледоход на реке. В отлив максимальная скорость дрейфа "ледовой реки" может достигать 3 м/с. Продолжительность ледового периода на трассах в порт Ванино изменяется от 3,5 до 5 месяцев. На трассе самостоятельно работают паром - ледоколы и суда класса УЛА. Движение во льдах судов более низкого класса происходит в сопровождении номерного (портового) ледокола. В исключительно сложных случаях при сильных сжатиях льда для проводки требуется ледокол типа "Москва".

Выбор варианта плавания в порты Ванино зависит от суровости зимы и ветровых условий. При северо-восточных ветрах, характерных для мягких зим, дрейфующий лед концентрируется у материкового побережья Татарского пролива. Его кромка направлена с юго-запада на северо-восток. В районе прибрежного варианта трассы проходит сплочение льда и увеличивается вероятность сжатия. Проводку судов в этом случае целесообразно осуществлять по основному варианту трассы через центральную часть Татарского пролива. Сильные северо-западный и западный ветры, имеющие наибольшую повторяемость в суровые зимы, оттесняют лед от материка на расстояние до 15 миль. В таких ситуациях проводка в порт Ванино легче выполняется по прибрежному варианту. В умеренные зимы, в зависимости от направления ветра, для проводки судов используются оба варианта трассы.

Следует знать, что разные ветровые ситуации встречаются в зимах любого типа. Поэтому в каждом конкретном случае оптимальный вариант плавания во льдах выбирается исходя из наблюдающихся ветровых условий: при ветрах восточного сектора предпочтительнее основной вариант, западного - прибрежный.

Владивосток

Зимние трассы из порта Владивосток также проходят по участкам со слабым ледяным покровом. Наиболее легкие условия плавания отмечаются на подходах к порту со стороны Уссурийского и южной части Амурского заливов. Лед здесь нарастает до стадии серо - белого. Непосредственно у кромки зимой преобладает полоса битого редкого льда шириной около пяти миль. Севернее она переходит в зону битого разреженного льда ширина, которой не превышает десяти миль. Средняя часть Амурского и Уссурийского заливов в январе-феврале заполнена, в основном, сплоченным льдом с повторяемостью до 40% крупных форм. Самым сложным районом плавания в заливе Петра Великого является северная половина Амурского залива, покрывающаяся зимой неподвижным льдом. Протяженность февральской трассы в припае в различные зимы изменяется от 5 до 16 миль, а толщина - от 55 до 75 см.

Продолжительность ледового периода на трассах из порта Владивосток существенно зависит от типа зимы. По Уссурийскому заливу в умеренные зимы она составляет около двух с половиной месяцев, в суровые зимы увеличивается до трех с половиной, а в мягкие зимы - уменьшается до одного месяца. Продолжительность периода со льдом на трассе плавания к нефтебазе в мягкие зимы составляет около трех месяцев, а в умеренные и суровые увеличивается соответственно на 2 и 4 декады. Практика зимней навигации показывает, что с образованием припая в районе нефтебазы должен работать портовый ледокол типа "Василий Поярков", поддерживающий канал в припае и обеспечивающий околку судов и их проводку от причала нефтебазы в район с молодым плавучим льдом. Работа этого ледокола прекращается с разрушением припая в районе причала нефтебазы. Нередко в течение декады после образования припая и за декаду до его разрушения на этих работах использовался ледокол "Илья Муромец" или другой, имеющий меньшую мощность. В период с наибольшим распространением припая трасса на нефтебазу прокладывается ближе к западному берегу Амурского залива, в районе с более тонким (рисунок в гл. «Общие сведения») и менее торосистым льдом. На параллели п-ова Песчаный она поворачивает на восток к причалу нефтебазы.

Де-Кастри

Основная трасса зимнего плавания в порт Де-Кастри проходит по центральной части Татарского пролива через точки с координатами 48°40'с.ш., 141°30'в.д.-51°25'с.ш., 141°05'в.д. В зависимости от ледовой обстановки используется еще два варианта трассы: западный или восточный (рисунок в гл. «Общие сведения»). Наибольшая протяженность трассы во льдах наблюдается на западном варианте, наименьшая - на восточном (таблица в гл. «Общие сведения»). Значительной сложностью ледовых условий отличается февраль. К этому времени в суровые зимы центральная часть Татарского пролива заполняется сплоченными полями сморози белого и серо-белого льда. Но у берега материка при сильном западном и северо-западном ветре часто образуются полыньи, заполняемые ниласом и серым льдом. В умеренные зимы на восточном варианте трассы преобладают крупные формы серо-белого и тонкого однолетнего сплоченного льда, а в районе основной трассы и западного варианта - разные формы серого и серо-белого льда.

Для мягких зим характерны наиболее легкие ледовые условия в восточной части Татарского пролива и немного сложнее в районе основной трассы. Здесь преобладают обломки полей и битые формы серого льда. У материкового берега в это время преобладают крупные формы серо-белого льда. В целом ледяной покров в феврале на трассах отличаются высокой сплоченностью и крупными формами во все типы зим. Исключение представляет лишь прикромочная зона шириной 5-15 миль, где преобладают редкие и разреженные мелко-крупнобитые льды. Продолжительность ледового периода на трассах в зависимости от суровости зимы изменяется от 4 до 5,5 месяцев. Зимняя навигация при умеренном развитии ледовых процессов осуществляется по основному (центральному) варианту трассы. Этому способствует формирование в вершине и средней части Татарского пролива зоны с минимальной торосистостью льда. Выбор другого варианта трассы зависит от наличия полыньи или разреженного льда вдоль сахалинского берега на участке мыс Ламанон - Пильво и вдоль приморского берега между мысами Песчаный - Сюркум.

Плавание вдоль материкового берега (западный вариант трассы) наиболее целесообразен в периоды продолжительных западных - северо-западных ветров, характерных для суровых зим. При этом происходит оттеснение массива льда в центральную и восточную части Татарского пролива, а у западного берега образуется полынья шириной от 5 до 15 миль, заполняемая начальными видами льда. При исчезновении полыньи в суровые зимы лучше использовать основной вариант трассы. В умеренные и мягкие зимы, для которых характерно уменьшение северо-западного и усиление северо-восточного ветров, стабильная полынья образуется у берега о-ва Сахалин, а кромка льда ориентирована с юга-запада на северо-восток. Наиболее оптимальным в этом случае является восточный вариант трассы. Его особенность состоит в максимальном продвижении судов на север вдоль кромки по чистой воде и дальнейшее форсирование по кратчайшему пути участка с ледяным покровом. Но при частой смене ветра со значительной западной и восточной составляющими и промежуточным затишьем наиболее труднопроходимый торосистый лед может сформироваться в центральной части пролива, а вдоль его восточного и западного берегов ледовые условия могут быть более легкими. В этих условиях плавание по основному варианту трассы нецелесообразно. Следует иметь в виду, что наиболее сильные сжатия и торошения льда, опасные для мореплавателей, возникают у выступающих в море мысов в условиях нажимного на берег ветра.

Находка

Протяженность пути во льдах на подходах к порту Находка незначительна и даже в суровые зимы не превышает 20 миль (таблица в гл. «Общие сведения»). Основная трасса пролегает через залив и бухту Находка, в разреженных и сплоченных битых льдах, возраст которых не старше серо - белого. Исключение пожалуй составляют суровые зимы, когда в январе-феврале на трассе возможна встреча с обломками ледяных полей и вкраплениями тонкого однолетнего льда; общая сплоченность льда может увеличиваться до 9 баллов. Преобладающий северный ветер и орография берега обусловливают накопление льда в бухте Находка. Залив Находка при этом, наоборот, имеет тенденцию к очищению от льда. Продолжительность ледового периода на находкинской трассе изменяется от 2,5 до 4 месяцев. Регулярное движение судов не позволяет образовываться припаю на трассе и поэтому швартовка судов в порту обеспечивается буксирами. Плавание судов на трассе затруднено для судов без ледового класса, а в середине зимы и для судов с ледовым подкреплением.

Ольга

Трасса в порт-пункт Ольга проходит по центру залива Ольги. Устойчивый ледяной покров образуется лишь в северной и центральной частях залива. Протяженность пути во льдах невелика- от 3 до 25 миль. В январе и феврале на трассе преобладает разреженный мелкобитый серый и серо-белый лед. И лишь иногда южные ветер и волнение взламывают припай в вершине залива, который впоследствии выносится на судоходную трассу. В этих случаях на трассе можно встретить крупнобитые льдины и обломки полей белого льда. При этом ветер южного сектора увеличивает сплоченность льда, а северного - уменьшает. Продолжительность ледового периода на трассе изменяется от 3,5 до 5 месяцев. При регулярной околке портовой акватории плавание на трассе в порт-пункт Ольга затруднено лишь судам без ледового класса. При расширении акватории порта в сторону гавани Тихая Пристань ледовые условия у этих причалов будут более сложными.

Посьет

Трассы из порта Посьет проходят по участкам со слабым ледяным покровом. Наибольшая протяженность пути во льдах –75 миль - наблюдается на трассе Посьет-Владивосток в суровую зиму. При плавании в сторону Корейского пролива протяженность пути во льдах в среднем составляет около 10 миль и лишь в средине суровой зимы увеличивается до 32 миль. Предельной возрастной стадией на трассе в заливе Посьета является серо-белый лед и только весной здесь возможна встреча с единичными белыми льдинами которые образовались из разрушающегося припая. На трассах преобладает битый разреженный лед. В январе он может перейти в стадию сплоченного с повторяемостью ледяных полей и их обломков до 30%. Продолжительность ледового периода на трассах в заливе Посьета в умеренные зимы составляет три месяца, а в суровые и мягкие соответственно на месяц больше или меньше. В суровые и умеренные зимы для околки порта в январе–марте периодически используются портовый ледокол. Навигация зимой в порт Посьет практически затруднена только для судов без ледового класса.


Copyright:
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Динамическое электронное справочное пособие.
Введено в опытную эксплуатацию 01.06.2007
Технология разработана Лабораторией автоматизированных систем ГУ "ГОИН".
Свои вопросы и замечания направляйте разработчикам isys_lab@geocentre.ru. © 1998-2007 ГУ "ГОИН".
Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31
Банер 232х60 Банер 468х60 Банер 232х60
Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60