Главная  Контакты  Карта сайта  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка
ДАТА: 21 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Подпрограмма 10. Федеральная целевая программа «Мировой океан».
 Картинка региона или АРМа
esimo.oceanography.ru Северный Морской Путь / Ледовые условия / Информация по морям / Чукотское /
 ЛЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ
Чукотское море и подходы к Берингову проливу
Назад Начало Вперед  карта россии  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка

Год:

Общие сведения

Чукотское море – окраинное море Северного Ледовитого океана, целиком расположенное на материковой отмели на севере Азии и Америки, омывает берега России и США.

Берега западной части Чукотского моря образованы отрогами Чукотского, или Анадырского, горного хребта. Высота центральной части этого хребта, находящейся в 80–100 милях от берега, достигает 2000 м. Прибрежные горы имеют высоту 300–700 м.

Вдоль берега здесь тянется почти непрерывная цепь лагун, отделенных от моря низкими галечно-песчаными косами. Прямолинейный характер этого берега, исключая район Колючинской губы, незначительно нарушается выступающими в море обрывистыми мысами Отто Шмидта, Ванкарем, Джэнрэтлен, Онман и Сердце-Камень.

Вид берега значительно меняется в зависимости от сезона. Лучше всего берег опознается ранней осенью после первых снегопадов, когда прибрежная полоса, по обыкновению, еще не покрыта снегом, в то время как отдаленные горы уже заснежены.

Глубины, рельеф дна и грунт. Чукотское море расположено в пределах материковой отмели с малым уклоном к северу. В центральной части моря и в проливе Лонга преобладают глубины 40–50 м; к северу глубины постепенно увеличиваются до 200 м.

Опасностей для плавания в Чукотском море обнаружено мало. Самая удаленная от берега опасность – банка Геральд с глубиной 13,8 м лежит в 100 милях к Е от острова Геральд. Другие опасности находятся преимущественно вокруг острова Врангеля.

Грунты в прибрежных частях Чукотского моря состоят в основном из отложений песка, илистого песка, гравия и гальки; у высоких скалистых берегов встречается камень.

Земной магнетизм

Магнитная изученность района удовлетворительная.

Магнитное склонение на эпоху 1990 г. в Чукотском море восточное и изменяется от 8,6° Е (70°00' N, 178°00' W) до 17° Е у восточного берега Берингова пролива.

Направление изогон юго-юго-восточное. Среднее годовое изменение магнитного склонения равно нулю.

Суточные изменения магнитного склонения в магнитно-спокойные дни имеют вид простой суточной волны.

Во время очень больших магнитных бурь амплитуда суточных изменений магнитного склонения достигает 11–13°.

С увеличением широты интенсивность и частота магнитных возмущений возрастают. Зона максимума магнитных возмущений проходит в среднем по параллели острова Врангеля.

Особые физико-географические явления

К особым физико-географическим явлениям относятся полярные день и ночь.

Полярный день и ночь в Чукотском море обусловлены его географическим положением севернее полярного круга.

Следует иметь в виду, что часто наблюдающаяся в Чукотском море повышенная рефракция увеличивает продолжительность дня, а медленное изменение снижения Солнца над горизонтом в высоких широтах удлиняет сумерки.

Средства навигационного оборудования

Чукотское море обеспечено как визуальными, так и радиотехническими средствами навигационного оборудования.

Средства навигационного оборудования представляют собой светящие знаки, которые довольно равномерно распределены на побережье материка и в темное время суток обеспечивают плавание вдоль берегов.

Из радиотехнических средств навигационного оборудования здесь есть морские радиомаяки, радиолокационные маяки-ответчики и пассивные радиолокационные отражатели, установленные на навигационных знаках.

Условия радиолокационного ориентирования в целом благоприятны.

При ясной атмосфере и южных ветрах отмечается наличие повышенной радиолокационной наблюдаемости, что увеличивает дальность радиолокационного обнаружения надводных объектов.

Население и населенные пункты

Население побережья материка и островов Чукотского моря малочисленно. Основную его массу составляют чукчи и русские. В небольшом количестве живут эскимосы.

Населенные пункты имеются на протяжении всего побережья. Обычно селения состоят из 50–80 небольших построек, среди которых выделяются одноэтажные деревянные дома или служебные постройки полярных станций. Более значительны поселок Мыс Шмидта и селение Уэлен.

Полярные станции есть у мыса Отто Шмидта, в бухте Роджерс (остров Врангеля), у мысов Ванкарем, Нэттэн и в селении Уэлен.

Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям

В период навигации все суда, плавающие в Чукотском море, оперативно подчиняются Штабу Востока, базирующемуся в порту Певек. Штаб, располагая данными ледовой авиаразведки, сообщениями полярных станций и прогнозами погоды, определяет наиболее удобные пути для судов и дает им соответствующие рекомендации Без разрешения штаба ни одно судно не должно входить в лед. Капитаны судов, следующих в Чукотское море, последнюю информацию о навигационно-гидрографической и ледовой обстановке получают от штаба морских операций по радио, связавшись с ним на подходе к портам Певек или Провидения.

Приведенные ниже рекомендации следует рассматривать только как общие указания, основанные на опыте плавания судов

Плавание в Чукотском море, как и вообще в арктических морях, требует особенно тщательного наблюдения за состоянием компасов и систематического определения их поправок При плавании во льдах в условиях частой ограниченной видимости и недостаточной изученности течений необходимо вести точное счисление, правильный учет дрейфа, контрольное измерение глубин, систематическое радиопеленгование береговых радиомаяков. Постоянное использование судового радиолокатора на всех шкалах дальности как для определения места судна, так и для следования во льдах – важное условие безаварийного плавания

При пользовании механическими лагами необходимо помнить, что их показания вблизи кромки льда в холодной и плотной воде обычно бывают меньше действительно пройденного расстояния При определении места астрономическим способом надо учитывать, что рефракция в Чукотском море достигает больших величин. Для получения действительной величины наклонения горизонта необходимо применять наклономер.

Ввиду недостатка береговых ориентиров часто приходится ориентироваться по вершинам гор, удаленных от береговой линии. Условия ориентировки могут осложняться облачностью, закрывающей вершины гор, и определяться тогда можно только по радиопеленгам. В районе больших лагун некоторые горы с моря могут быть приняты за мысы. Вид берега значительно изменяется в зависимости от сезона. Осенью после выпадения первого снега ближайшие к морю горы, как правило, резко выделяются своим темным цветом на фоне поднимающихся за ними более высоких белых гор, поскольку снег на последних после выпадения осенью не тает. В начале навигации, как и поздней осенью, определяться по прибрежным горам затруднительно.

Независимо от того, будет ли плавание совершаться под проводкой ледокола или автономно, мореплаватель должен знать основные правила плавания и маневрирования во льдах.

Используя для ориентировки во льдах различный цвет неба, следует помнить, что в Чукотском море, особенно в его северных районах, лед бывает сильно загрязнен примесями минерального и органического происхождения в виде водорослей, ила и т. п. В период интенсивного таяния эти примеси скапливаются на поверхности льда, придавая ему темный цвет. Иногда примесей на льду так много, что при отсутствии снега лед дает на облаках темный отсвет, который неопытный наблюдатель может принять за водяное небо.

При маневрировании во льду надо учитывать, что в западной части Чукотского моря вне пределов влияния теплого течения, идущего из Берингова пролива, лед больше тает с надводной поверхности. Поэтому подводные части льдин становятся много шире надводных, выступая в виде таранов, достигающих в длину более 10 м. Это обстоятельство требует соблюдения особой осторожности при проходе мимо отдельных крупных льдин, которые рекомендуется оставлять как можно дальше от судна. Если судну после прохождения льдины надо изменить курс, следует помнить, что корма может быстро перемещаться в сторону только что пройденной льдины и судно, ударившись о лед, может повредить борт, винт или руль. Обычно наиболее крепкая часть льдины находится именно под водой.

Рекомендованные основные пути для плавания в западной части Чукотского моря

Рекомендованные пути для плавания в западной части Чукотского моря, приведены на навигационных карта, в соответствующих рекомендациях для плавания и Лоции Чукотского моря.

Распределение льда в этом море, обусловливающее выбор варианта пути, отличается здесь большим непостоянством.

Если в течение навигации преобладают северо-западный и северный ветры, сплоченный торосистый лед блокирует все материковое побережье моря и подходы к острову Врангеля, создавая почти непреодолимые препятствия даже для мощных ледоколов.

В этом случае при плавании из Восточно-Сибирского моря суда отходят от берега материка у мыса Биллингса и следуют к востоку в 10–15 милях от северо-западного и северного берегов острова Врангеля. Дальнейшее плавание к Берингову проливу, зависящее от ледовой обстановки, возможно как по проливу между островами Врангеля и Геральд, так и восточнее острова Геральд. Плавание севернее острова Врангеля осложняется отсутствием надежных ориентиров.

В отдельные годы еще до взлома припая в июне начинается разрежение льда в прибрежной зоне. При этом между припаем и дрейфующим льдом при восточном и юго-восточном ветрах вдоль побережья Чукотского моря образуется Чукотская заприпайная прогалина шириной 10–15 миль, заполненная разреженным льдом и перемычками сплоченного льда различной ширины. Кромка припая проходит примерно вдоль изобаты 20 м.

При плавании по заприпайной прогалине необходимо следить за ее состоянием на всем протяжении и за прогнозом ветра. При прижимных северо-западном и северном ветрах прогалина быстро закрывается. Суда, оказавшись между сплоченным льдом и припаем, могут попасть в сильное сжатие и получить серьезные повреждения. Поэтому при сильных прижимных ветрах судно должно зайти в укрытие или выйти в зону битого дрейфующего льда.

Укрытиями для судов могут служить гряды стамух у кромки припая или специально пробитые ледоколами в припае каналы – “карманы”.

Пути для плавания по заприпайной прогалине выбираются в зависимости от ее конфигурации по рекомендованным путям.

После взлома припая заприпайная прогалина обычно быстро заполняется его обломками, что делает ее непригодной для использования. При благоприятных юго-восточном и восточном ветрах примерно в середине июля образуется прибрежная полынья, т. е. полоса чистой воды или разреженного льда с отдельными перемычками сплоченного льда, тянущаяся вдоль самого берега. Используя эту полынью для плавания, суда обычно идут по глубинам 10–20 м. В практике плавания были случаи, когда суда, вынужденные обходить сплоченные перемычки, приближались настолько близко к берегу, что почти не оставалось запаса воды под килем. В этих условиях требуется непрерывное и тщательное измерение глубин, особенно при проходе мимо устьев рек и лагун, где можно встретить не показанные на карте отмели, образующиеся при выносе грунта реками в период половодья. Плавание по прибрежным полыньям обычно осуществляется на участке мыс Якан – мыс Сердце-Камень. Восточнее мыса Сердце-Камень ледовая обстановка под влиянием теплого течения, идущего из Берингова пролива, бывает значительно легче.

Прибрежная полынья восточнее мыса Ванкарсм иногда преграждается так называемым Колючинским ледяным пятном. В этом случае плавание осуществляется путями, показанными в таблице в разделе “Мористый вариант”, которые ведут в обход ледяного массива с севера.

В середине навигации иногда северо-западный и северный ветры прижимали сплоченный лед к берегу материка, закрывая прибрежную и заприпайные прогалины, но открывая при этом полосу чистой воды или разреженного льда у южного берега острова Врангеля.

При такой обстановке пути судов следует выбирать, по “северному варианту”, вдоль южного берега острова Врангеля.

Иногда западная часть Чукотского моря при юго-восточных ветрах полностью очищается ото льда. При этом, транзитное плавание рекомендуется путями по “прибрежному варианту”.

Важно помнить, что при любом варианте плавания в западной части Чукотского моря постоянное течение обычно сносит судно к северу.

При плавании с запада на восток рекомендованный путь в Чукотском море в зависимости от ледовой обстановки выбирается перед входом в пролив Лонга напротив мыса Биллингса.

При благоприятной ледовой обстановке рекомендуется следовать путями, указанными в разделе “Прибрежный вариант”, в пределах видимости береговых ориентиров. Северный вариант и мористый вариант (от мыса Отто Шмидта) выбираются при блокировании льдом путей прибрежного варианта.

Конкретное указание, каким путем в данный момент надлежит следовать в Чукотском море, каждое судно или караван судов получает от Штаба Востока.

Источник информации: Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути. – С.П-б: Изд. ГУНИО МО РФ, 1995, 415 с.


Copyright: ГУ "ААНИИ"
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Динамическое электронное справочное пособие.
Введено в опытную эксплуатацию 01.06.2007
Технология разработана Лабораторией автоматизированных систем ГУ "ГОИН".
Свои вопросы и замечания направляйте разработчикам isys_lab@geocentre.ru. © 1998-2007 ГУ "ГОИН".
Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31
Банер 232х60 Банер 468х60 Банер 232х60
Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60