Главная  Контакты  Карта сайта  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка
ДАТА: 22 НОЯБРЯ, ПЯТНИЦА
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Подпрограмма 10. Федеральная целевая программа «Мировой океан».
 Картинка региона или АРМа
esimo.oceanography.ru Северный Морской Путь / Ледовые условия / Информация по морям / Восточно-Сибирское /
 ЛЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ
Восточно-Сибирское море
Назад Начало Вперед  карта россии  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка

Год:

Общие сведения

Восточно-Сибирское море, одно из морей Северного Ледовитого океана, омывает восточную часть арктического побережья России. На западе море ограничено Новосибирскими островами; проливы Дмитрия Лаптева и Санникова соединяют его с морем Лаптевых. На севере Восточно-Сибирское море примыкает к Арктическому бассейну Северного Ледовитого океана. На востоке море ограничено островом Врангеля и соединено с западной частью Чукотского моря проливом Лонга.

Условия плавания в Восточно-Сибирском море для судов осложнены мелководностью, слабой изученностью (кроме прибрежного района), частыми туманами в летний период и почти постоянным наличием сплоченного льда.

Выбор пути в прибрежной зоне определяется наличием льда и опасных для плавания глубин, а в районах открытого моря зависит от сплоченности льда и наличия глубин, опасных для плавания.

Руководство морскими операциями в Восточно-Сибирском море осуществляет Штаб Востока, который находится в порту Певек.

Все морские суда, следующие по Восточно-Сибирскому морю, независимо от их ведомственной принадлежности, оперативно подчинены Штабу Востока.

Выбор того или иного маршрута, варианта пути в зависимости от ледовых условий, определение возможности самостоятельного плавания, организация ледокольной проводки (в одиночку или в группе) и авиационной ледовой разведки, контроль за предоставлением судам необходимой ледовой, гидрометеорологической и навигационной информации осуществляются начальником Штаба Востока

При плавании по основным рекомендованным путям от проливов Санникова и Дмитрия Лаптева до пролива Лонга определение места судна возможно с точностью 1–2 кбт при помощи космических систем навигации.

Условия для определения места с помощью РЛС в разных частях Восточно-Сибирского моря весьма различны. В проливе Дмитрия Лаптева условия радиолокационного определения места удовлетворительные, в проливе Санникова РЛС может дать только общую ориентировку. Для надежного определения места судна по РЛС можно использовать почти весь берег восточнее устья реки Колыма до острова Айон и, за некоторым исключением, гористое побережье от порта Певек до мыса Якан.

На большинстве знаков установлены радиолокационные пассивные отражатели.

На некоторых знаках установлены радиолокационные маяки-ответчики, которые обнаруживаются с 15–22 миль.

Берега

Берега Восточно-Сибирского моря делятся на два типа. В западной части моря берега Новосибирских островов и берег материка до устья реки Колыма в основном низкие, сложенные преимущественно из песчано-глинистых осадочных пород.

В восточной части моря берег материка от устья реки Колыма до мыса Якан гористый. Небольшие низкие участки встречаются в основном в устьях рек. Высокие берега преимущественно приглубы и почти всюду пригодны для визуального и радиолокационного ориентирования. В Восточно-Сибирское моря впадает ряд крупных рек. В навигационных целях используются только река Индигирка (речными судами) и река Колыма, которая доступна и для морских судов.

Проливы и острова

Основными проливами являются проливы Дмитрия Лаптева и Санникова, соединяющие Восточно-Сибирское море с морем о Лаптевых, и пролив Лонга, соединяющий Восточно-Сибирское и Чукотское моря.

В прибрежной полосе Восточно-Сибирского моря имеется много островов, расположенных в основном группами. Самой удаленной от берегов, самой многочисленной и наибольшей по размерам островов группой являются Новосибирские острова (75° N, 140° Е), ограничивающие море с запада. Острова имеются также на подходе к реке Колыма с севера, у входа в Чаунскую губу и у входа в залив Аачим.

Глубины, рельеф дна и грунт. Восточно-Сибирское море мелководно, так как расположено в пределах сибирской материковой отмели. По рельефу дна его можно разделить на две части: западную – мелководную и восточную – глубоководную. Дно Восточно-Сибирского моря ровное и имеет плавный уклон к северо-востоку. Однако в разных районах моря встречаются опасности.

Грунт в Восточно-Сибирском море главным образом ил. В прибрежной зоне примерно в пределах изобаты 0 м почти везде грунт – песок. В восточной части моря местами преобладает глинистый ил.

Земной магнетизм

Магнитная изученность Восточно-Сибирского моря удовлетворительная.

Магнитное склонение на эпоху 1990 г. изменяется от 15,1° W (74°30 N, 174°00'Е) до 3,9° Е (70°30' N, 174°00'Е). Направление изогон северо-западное. Годовое изменение магнитного склонения в районе от 0,1° до 0,12° к W.

Кроме того, в данном районе имеется ряд аномальных областей: в районе мыса Медвежий – от 18° W до 11° W; в губе Нерпичья – от 17° W до 6° W; в пределах от 75°25' до 75°40' сев. шир. и от 160°30' до 161°25' вост. долг. – от 10° W до 1° Е. Имеются также пункты магнитных аномалий.

Максимальные значения склонения отмечаются в 8 ч. по местному времени и зимой, и летом. Минимальные значения наблюдаются около 14 ч. летом и в 15–16 ч. зимой.

Амплитуда суточных колебаний меняется от 8' на юге района до 30' на севере зимой и соответственно от 34' до 1,5° летом. В годы высокой магнитной активности она еще более возрастает.

Во время очень сильных магнитных бурь амплитуда вариаций может быть более 10°.

Средства навигационного оборудования

Средства навигационного оборудования в Восточно-Сибирском море распределены неравномерно.

Поскольку в Восточно-Сибирском море в течение трети навигационного периода преобладает ограниченная видимость (туман, осадки), исключающая возможность использования светящих знаков, а также вследствие отмелости берегов в западной части моря, основное значение имеют радиотехнические средства, которые обеспечивают плавание на всем протяжении пути от Новосибирских островов до пролива Лонга. Кроме того, определить место судна можно с помощью космических навигационных систем.

Все средства навигационного оборудования в Восточно-Сибирском море действуют только в период навигации. О вводе их в действие и прекращении их действия даются ПРИП Востока радиостанцией Певек.

Навигационная информация. Карты ледовых условий в Восточно-Сибирском море и во всем Восточном районе Арктики (от меридиана125° вост. долг.) регулярно передаются радиостанциями факсимильных передач Певек, Тикси и Шмидта для судов, имеющих приемную фототелеграфную аппаратуру ФТАК

Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям

Плавание в Восточно-Сибирском море, как и вообще в арктических морях, требует особо внимательного наблюдения за состоянием компасов и систематического определения их поправок. Следует помнить, что течения здесь изучены недостаточно. При плавании во льдах в условиях ограниченной видимости необходимо непрерывно вести счисление, учитывая дрейф, чаще измерять глубины и при любой возможности определять место судна.

При плавании по прибрежной полынье и при подходе к берегам, особенно в районах с небольшими или резко меняющимися глубинами, рекомендуется уменьшить скорость и следить за показаниями непрерывно работающего эхолота. Под влиянием сгонно-нагонных ветров глубины могут изменяться до 1,5 м относительно показанных на картах. Рекомендуется иметь дифферент на нос.

При плавании вблизи устьев больших рек, а также на мелководных участках моря необходимо учитывать, что в шторм вода здесь сильно взмучивается, что может привести к более быстрому износу бакаутовых дейдвудных втулок, а на судах с дизельными установками – к нарушению охлаждения двигателей.

Плавание при отсутствии льда

Плавание при отсутствии льда, по чистой воде, в Восточно-Сибирском море по основным рекомендованным путям из моря Лаптевых возможно как по проливу Санникова, так и по проливу Дмитрия Лаптева. При любом из этих вариантов судно находится в пределах зоны действия радиомаяков, расположенных на материке и островах, и плавание особых затруднений не представляет.

В западной части Восточно-Сибирского моря, преимущественно на участках между Новосибирскими и Медвежьими островами, обычно наблюдается снос судов к N или NE и лишь при устойчивых или сильных северных ветрах – к S. В восточной части моря снос наблюдается главным образом к ЕSЕ. Средняя скорость постоянного течения в западной части моря 0,1–0,2 уз, в восточной 0,2–0,3 уз. Плавание судов осуществляется курсами, приведенными на навигационных картах, соответствующих руководствах для плавания и Лоции восточно-Сибирского моря.

Плавание во льдах

Курсы судов выбираются в зависимости от положения основных ледяных массивов: Новосибирского, Айонского и Врангелевского. Хотя плаванием руководит Штаб Востока, ниже даются некоторые общие рекомендации для плавания в годы с неблагоприятной ледовой обстановкой.

Обычно лед Новосибирского ледяного массива сравнительно легко преодолевается транспортными судами самостоятельно. Однако в отдельные годы этот лед с трудом форсировался даже ледоколами. Лед же Айонского и Врангелевского массивов часто труднопроходим и для линейных ледоколов. Иногда плавание возможно вблизи берегов по прибрежной полынье, защищенной стамухами от нажима льда с севера.

От проливов Санникова и Дмитрия Лаптева до Медвежьих островов, когда плавание по основным рекомендованным путям невозможно, надо идти по глубинам 9–10 м, держась от берега в 25–55 милях. Суда с осадкой до 4–5 м обычно следуют от пролива Дмитрия Лаптева до Колымского пролива по прибрежному мелководью в 6–10 милях от берега, придерживаясь глубин 6–7 м и ориентируясь по навигационным знакам.

В западной части Восточно-Сибирского моря реже, чем в восточной, встречаются стамухи. Так как Новосибирский ледяной массив обычно состоит из годовалого малоторосистого льда, свободно дрейфующего на любых глубинах, вплоть до глубин 2–3 м, по внешнему виду льда судить о резком изменении глубин невозможно.

Суда могут определять место по визуальным ориентирам и радиомаякам. Плавание во льду на мелководье требует постоянного измерения глубин и самого точного счисления. Восточнее меридиана устья реки Алазея правильность счисления рекомендуется особенно тщательно контролировать, постоянно измеряя глубины, поскольку дно здесь неровное, с резкими перепадами глубин от 9–10 до 17–20 м.

Медвежьи острова открываются с расстояния до 30 миль, что позволяет уточнить место визуально либо по радиолокатору, так как эти острова достаточно высоки и дают четкую отметку на экране радиолокатора.

От Медвежьих островов до мыса Шелагский в годы с неблагоприятной ледовой обстановкой плавание по основным рекомендованным путям становится невозможным. Судам надо следовать от Медвежьих островов в направлении на мыс Летяткина или мыс Большой Баранов, Если на этих курсах лед все же встретится, его нужно оставить к северу и востоку, уклоняясь в сторону берега, насколько позволят глубины.

Пути вдоль берега материка к востоку от устья реки Колыма выбирают, сообразуясь с ледовой обстановкой и осадкой судна. Мысы здесь приглубы, но около устьев рек и у низких песчаных берегов встречаются небольшие илисто-песчаные или галечные банки, которые рекомендуется обходить всегда с мористой стороны; при этом нельзя выходить на глубины менее 10 м.

Отмель, выступающая от северного берега острова Айон, наиболее удалена от берега на всем пути между устьем реки Колыма и мысом Шелагский. Обходить отмель следует в 7–8 милях от берега по глубинам 10–20 м; она часто блокируется тяжелым льдом, и плавание здесь становится возможным только с помощью ледокола.

Определять место судна на участке от устья реки Колыма до мыса Шелагский при хорошей видимости можно по знакам и естественным ориентирам, которых на этом побережье много. В ограниченную видимость при плавании в районе банок между устьями рек Малая Бараниха и Раучуа рекомендуется, если нет уверенности в обсервации по радиопеленгам и радиолокатору, отойти дальше от берега или приостановить движение до улучшения обстановки. При плавании восточнее реки Раучуа следует помнить, что в 16 милях к NE от ее устья среди глубин 11–13 м имеется несколько повышений дна с весьма сложным рельефом; глубины на них до 9,8 м.

Переход от острова Айон к мысу Шелагский при наличии льда обычно тем легче, чем южнее выбран путь судна. Ориентироваться можно по горам на полуострове Певек (69°40' N, 170°20'Е) и Шелагском полуострове. Небольшая часть пути проходит вне видимости светящих знаков острова Айон, определяться здесь следует по радиомаякам. В ограниченную видимость при подходе к берегу следует включить радиолокатор заблаговременно для возможного определения своего места по знакам с РЛП. Мыс Шелагский усматривается на экране на предельной шкале дальности. При южных и восточных ветрах через пролив Средний из Чаунской губы устремляется к N довольно сильное течение, которое может снести судно вместе со льдом, что требуется учитывать при счислении.

При плавании от мыса Шелагский до мыса Якан по прибрежным полыньям условия более сложные, чем западнее мыса Шелагский. Большие глубины между мысом Шелагский и островом Шалаурова при сильных северных ветрах способствуют скоплению тяжелого льда у самого берега. Появление больших по протяженности полыней в годы с большой ледовитостью здесь нечасто. При некотором разрежении льда полыньи перекрываются обломками трудно проходимого торосистого льда. Для их преодоления требуется помощь ледокола.

Определение места судна по береговым ориентирам здесь затруднений не представляет.

Восточнее острова Шалаурова условия для образования прибрежных полыней более благоприятны, но мелководья вблизи мыса Аачим сильно осложняют плавание. Эти мелководья рекомендуется обходить по глубинам более 15 м на расстоянии не менее 4 миль от берега. В таком же расстоянии от берега по глубинам около 15 м надо обходить и банки в районе мыса Биллингса, так как мористее их опасностей не обнаружено.

Восточнее мыса Биллингса дно более ровное, а берег менее приглубый, что способствует скоплению вдоль него гряд стамух и образованию значительных по протяженности прибрежных полыней. Обсервации вблизи этого берега обеспечены достаточным числом навигационных знаков с радиолокационными отражателями.

Низкий берег между мысами Энмытагын и Якан очерчивается на экране радиолокатора только с близкого расстояния. Прибрежные же возвышенности хотя и дают на экране хорошие отметки их эхо-сигналов, но опознаются с трудом.

Источник информации: Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути. – С.П-б: Изд. ГУНИО МО РФ, 1995, 415 с.


Copyright: ГУ "ААНИИ"
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Динамическое электронное справочное пособие.
Введено в опытную эксплуатацию 01.06.2007
Технология разработана Лабораторией автоматизированных систем ГУ "ГОИН".
Свои вопросы и замечания направляйте разработчикам isys_lab@geocentre.ru. © 1998-2007 ГУ "ГОИН".
Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31
Банер 232х60 Банер 468х60 Банер 232х60
Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60