Главная  Контакты  Карта сайта  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка
ДАТА: 27 АПРЕЛЯ, СУББОТА
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Подпрограмма 10. Федеральная целевая программа «Мировой океан».
 Картинка региона или АРМа
esimo.oceanography.ru Балтийское море / Метеорология / Опасные явления /
 МЕТЕОРОЛОГИЯ
Опасные явления
Назад Начало Вперед  карта россии  Поиск  Индексный указатель  Географический указатель  Авторский указатель  Подсказка

Год:

К числу опасных явлений относятся туманы, ограниченная видимость, сильный ветер, метели, обледенение судов.

Туманы
Туманы в Балтийском море - явление нередкое. В открытом море повторяемость их 1-5%, в проливе Зунд с октября по апрель, а в южной части Ботнического залива в районе Або-Аландских шхер в марте - апреле повторяемость туманов составляет 10-20%. На побережье среднее годовое число дней с туманом колеблется от 20 до 70, только в районе порта Стокгольм уменьшается до 13; в районе города Свеннборг оно достигает 83.
Чаще всего туманы наблюдаются с сентября - октября по март - апрель, когда среднее месячное число дней с ними изменяется от 2 до 10, в районе города Свеннборг - от 6 до 14, а в районе порта Осло - от 8 до 11. Реже всего туманы отмечаются с мая - июня по август.
Для описываемого района характерны адвективные, радиационные туманы и туманы испарения.
В открытом море наиболее распространены адвективные туманы, образующиеся при прохождении теплого влажного воздуха над более холодной подстилающей поверхностью или холодного влажного воздуха над теплой поверхностью. Такие туманы чаще всего наблюдаются весной и летом, лишь у северного берега пролива Скагеррак они бывают преимущественно зимой. Адвективные туманы отличаются большой устойчивостью, значительной вертикальной мощностью и занимают обширную площадь. Средняя продолжительность туманов над морем 5-6 ч, а максимальная в отдельные месяцы достигает 50-60 ч. В районе проливов Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт и Каттегат весной и летом адвективные туманы наблюдаются в виде отдельных o полос; при ветрах с моря они распространяются на берег.
Радиационные туманы возникают над сушей вследствие ее охлаждения. Как правило, они образуются ночью или рано утром при ясном небе и слабом ветре. Наибольшего развития такие туманы достигают к восходу солнца, затем они ослабевают и к полудню исчезают. Однако зимой они могут держаться в течение суток. Радиационные туманы бывают поземные и приподнятые, или "висячие". Поземные туманы простираются над сушей на сравнительно небольшую высоту, а приподнятые располагаются на высоте 30-60 м от поверхности, нередко смыкаясь с облачным покровом. При этом у поверхности земли тумана нет; берега, маяки, знаки и другие береговые ориентиры остаются открытыми, в то время как высокие объекты окутаны туманом. Обычно радиационные туманы наблюдаются в прибрежной зоне и лишь иногда выносятся береговыми бризами в открытое море, где быстро рассеиваются.
Туманы испарения, или парение моря, отмечаются во фьордах зимой. Они образуются, когда холодный воздух с суши перемещается на более теплую незамерзающую водную поверхность, с которой происходит испарение в этот холодный воздух. Обычно такие туманы появляются ночью.
В Ботническом заливе с марта по май, а в западной части моря с сентября по март возможны очень густые туманы. Зимой над морем часто наблюдается дымка.
Ограниченная видимость ВИДИМОСТЬ
В течение всего года в описываемом районе преобладает видимость более 5 миль, повторяемость которой в отдельные месяцы достигает 95 %. Наилучшая видимость отмечается с июня по август.
Повторяемость видимости менее 2 миль в открытом море изменяется от 3 до 15%, а в вершинах заливов с декабря по март составляет 20-30%. В районе проливов Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт, Каттегат и Скагеррак с ноября по март довольно часто отмечается видимость менее 0,5 мили: повторяемость ее в открытых частях проливов 5-15%, а в заливах и бухтах, глубоко вдающихся в сушу, 25-30%. Чаще всего плохая видимость наблюдается утром и около полудня.
Ухудшение видимости зимой обусловлено в основном выпадением осадков, а весной и летом - туманами. Кроме того, вблизи больших промышленных городов видимость обычно ухудшается вследствие задымленности и запыленности воздуха. В некоторых районах, например, в Ботническом заливе, летом происходит ухудшение видимости из-за мглы, которая является результатом частых лесных пожаров.
Сильные ветры
Ветры со скоростью 15 м/с и более в открытом море чаще всего наблюдаются с октября по февраль, когда их повторяемость составляет 5-10%. В остальные месяцы она не превышает 5%. На побережье среднее месячное число дней со скоростью ветра 15 м/с и более в большинстве пунктов менее 6; в районе порта Осло такие ветры не отмечаются в течение всего года. На побережье Финского залива в районе порта Ханко (59°49' N, 22°58' E), а также на побережье Ботнического залива в районе маяков Меркет (60°18' N, 19°08' Е), Сельгрунд (62°20' N, 21°12' Е) и Сельшер (60°25' N, 19°35' E) с сентября-октября по март среднее месячное число дней со скоростью ветра 15 м/с и более достигает 8-16. Повторяемость ветра со скоростью 17 м/с и более в открытом море с октября по март составляет 3-5 %, в остальные месяцы не превышает 2%. На побережье такие ветры наблюдаются с октября по февраль - март: в среднем 1-2 дня за месяц.
В описываемом районе возможны сильные штормы и ураганы. Самый жестокий шторм за всю историю наблюдений отмечался в Балтийском море 24-25 ноября 1981 г. Скорость ветра к югу от параллели 58° сев. шир. достигала 33 м/с; к северу от этой параллели ветер был слабее, однако и в Ботническом заливе скорость его превышала 20 м/с.
В декабре 1982 г. в восточной части Балтийского моря также отмечался сильный шторм (скорость ветра 24-28 м/с).
Направление штормовых ветров в восточной части Балтийского моря зависит от траектории циклонов. При прохождении циклонов севернее Финского залива отмечаются штормовые ветры от S и SW с последующим переходом к W и NW. При прохождении циклонов южнее Финского залива наблюдаются штормовые ветры от NE и Е. Штормы обычно продолжаются одни сутки, но в редких случаях осенью - трое суток.
В южной части моря зимой преобладают штормовые ветры от SW и W, а летом - от NW. Чаще всего отмечаются штормы продолжительностью 6-11 ч; с октября по март штормы иногда длятся двое суток, причем наибольшей продолжительности достигают штормы 5 от SW.
В Ботническом заливе штормовые ветры обычно дуют от S и SW с последующим переходом к W и NW.
В целом для восточной и южной частей моря, а также для Ботнического залива характерно преобладание штормовых ветров от S и SW. ) В районе проливов Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт и Каттегат осенью и зимой возможны штормовые ветры любого направления, а весной и летом - от NW и W.
В северной части пролива Скагеррак зимой преобладают штормовые ветры от NE, а летом - от SW. Часты также штормовые ветры, от Е и SE. Ветры от SE обычно порывистые, нередко сопровождаются дождем и вызывают в проливе сильное волнение. Штормовые ветры от W и NW могут достигать большой силы; иногда они сопровождаются снегом или градом. Штормовые ветры от N в некоторых случаях продолжаются несколько дней подряд, вызывая в проливе сильное волнение.
Летом в описываемом районе довольно часты шквалы, сопровождающиеся грозами.
Смерчи в описываемом районе наблюдаются редко. Последний из них был зафиксирован в августе 1982 г. над Невской губой.
Смерч - это вихрь, обладающий большой разрушительной силой и имеющий вертикальную или изогнутую ось диаметром в несколько десятков метров. Давление воздуха в нем понижено. Смерч имеет вид темного облачного столба. Образование его связано с особо сильной неустойчивостью атмосферы. Сначала в нижней части кучево-дождевого облака появляется воронкообразный отросток, постепенно опускающийся вниз в виде облачной трубки, напоминающей гибкий шланг. Навстречу ему поднимается столб пыли с суши или водяных брызг с моря. Из одного кучево-дождевого облака может опускаться одновременно несколько смерчей; в этом случае они имеют небольшой диаметр. Скорость перемещения смерча в среднем 10 м/с.
Скорость ветра в смерче достигает 50-100 м/с. Вращательное движение в нем может происходить как по часовой стрелке, так и против нее. Продолжительность существования смерча от нескольких минут до нескольких десятков минут.
Наиболее вероятны смерчи в теплое время года и теплое время суток, но их появление не исключено в любой месяц и в любое время.
Метели
Метели отмечаются в основном с ноября по апрель, но наиболее вероятны в январе и феврале, когда число дней с ними достигает 10. Продолжительность их обычно не более суток.
Обледенение судов
Значительную угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, в Балтийском море представляет их обледенение, которое наблюдается с ноября -декабря по март-апрель. Особенно интенсивным обледенение бывает в январе - феврале.
Обледенение судов происходит при отрицательной температуре воздуха и сильном ветре, обусловливающем развитие волнения, и, как следствие, забрызгивание судна забортной водой.
Обледенение может наблюдаться также при выпадении переохлажденных осадков, при нахождении судна в переохлажденном тумане и при парении моря.
По интенсивности обледенение можно условно разделить на медленное, быстрое и очень быстрое. Ниже дана классификация интенсивности обледенения применительно к судам водоизмещением 300-500 т.
Медленное обледенение - скорость нарастания льда на судне менее 1,5 т/ч. Оно наблюдается:
а) при температуре воздуха от -1 до -3°С и любой скорости ветра при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря;
б) при температуре воздуха -4°С и ниже и скорости ветра до 9 м/с при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря.
Быстрое об леденение -скорость нарастания льда на судне 1,5-4,0 т/ч. Оно наблюдается при температуре воздуха от -4 до -8°С и скорости ветра 10-15 м/с.
Очень быстрое обледенение - скорость нарастания льда на судне более 4 т/ч. Оно наблюдается:
а) при температуре воздуха -4°С и ниже и скорости ветра 16 м/с и более;
б) при температуре воздуха -9°С и ниже и скорости ветра 10 - 15 м/с.
Скорость нарастания льда во время обледенения зависит от частоты забрызгивания судна водой. Это явление определяется скоростью ветра, высотой и крутизной волны, курсом и скоростью судна по отношению к направлению ветра и волны. Наибольшая забрызгиваемость судна, и, следовательно, наибольшая интенсивность обледенения при одних и тех же гидрометеорологических условиях будут иметь место при курсовых углах волны и ветра менее 45°.
На скорость нарастания льда влияют также конструкция судна и такелажа, характер палубного груза и его расположение.
Особую опасность обледенение представляет для судов с низкими надводными бортами.
При возникновении обледенения рекомендуется:
- привести в готовность все средства борьбы с обледенением, а также спасательные средства;
- немедленно приступить к очистке судна даже от самого тонкого слоя льда и ледяной каши;
- изменить курс судна таким образом, чтобы частота забрызгивания была наименьшей;
- если есть возможность, покинуть опасный район, войти во льды или перейти в сторону более теплого воздуха или течения.
Мореплаватели, направляющиеся в районы возможного обледенения, особенно на судах малого и среднего водоизмещения, должны подготовить суда и экипажи к борьбе с обледенением.
Весьма важным является обязательный регулярный прием на судне прогнозов погоды и штормовых предупреждений, передаваемых береговыми радиостанциями.


Copyright:
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Динамическое электронное справочное пособие.
Введено в опытную эксплуатацию 01.06.2007
Технология разработана Лабораторией автоматизированных систем ГУ "ГОИН".
Свои вопросы и замечания направляйте разработчикам isys_lab@geocentre.ru. © 1998-2007 ГУ "ГОИН".
Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31 Счётчик 88х31
Банер 232х60 Банер 468х60 Банер 232х60
Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60 Банер 114х60