Балтийское море                                                  - Загрязнение

Нефтяные углеводороды.Финский залив 2001-2005гг

Представленные материалы базируются на результатах мониторинга, проводимого в "Севморгео" в восточной части Финского залива Балтийского моря. Авторы А.Е. Рыбалко и Г.Т. Фрумин

ВВЕДЕНИЕ

На территории водосборного бассейна Балтийского моря площадью 1,7.106 км2 проживает 85 млн. человек, что и является основной причиной загрязнения моря. По нашим оценкам коэффициент антропогенного давления на водосборный бассейн Балтики К = 3,6, а на водосбор Финского залива - 2,3 (Фрумин, Басова, 2002). При этом коэффициенты антропогенного давления на водосборный бассейн Латвии - 0,56; на водосборный бассейн России - 1,11; на водосборный бассейн Финляндии - 0,92 и на водосборный бассейн Эстонии - 1,77 (во всех случаях приведены величины коэффициентов антропогенного давления на суббассейны Финского залива) (Фрумин и др., 2005).

Экосистемы р.Невы, Невской губы и восточной части Финского залива постоянно в течение многих лет подвергаются загрязнению от различных антропогенных источников (сбросы биогенных веществ и токсичных металлов очистными комплексами, береговые сбросы промышленных объектов и сельского хозяйства, судоходство и т.п.). Объемы попадающих в систему сточных вод и вредных веществ крайне нерегулярны, варьируют во времени и пространстве. Поэтому уровни загрязнения и качество вод претерпевают существенные колебания (Фрумин, Крючков, 1999).

Основные экологические проблемы Балтийского моря и восточной части Финского залива в современный период обусловлены процессами эвтрофирования, химического загрязнения и аварийными ситуациями, сопровождающимися разливами нефти и нефтепродуктов.

Странами ООН, участвующими в мероприятиях по улучшению и охране окружающей среды, согласован общий перечень наиболее важных (приоритетных) веществ, загрязняющих биосферу. К их числу обычно относят соединения тяжелых металлов, пестициды, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), хлорорганические соединения (ХОС), фенолы, детергенты, нитраты и нефтепродукты (Фрумин, 2002; Дмитриев, Фрумин, 2004).

Нефтяное загрязнение вносит наибольший вклад в загрязнение Мирового океана. Основными источниками загрязнения нефтью являются промышленные предприятия, морское судоходство и добыча нефти на шельфе, причем последний источник при сравнении с другими оказывается во много раз меньше. Главным загрязнителем Мирового океана является промышленность. Оценки количеств нефти и нефтепродуктов, попадающих в Мировой океан, приводимые различными источниками, весьма отличаются одна от другой и лежат в интервале от 3 до 25 млн. тонн в год (Вылкован и др., 2000). Основная масса нефтяных загрязнений поступает с континентов, главным образом с речными стоками (39,5%) и от проливов при загрузке, а также сбрасывается с судов (30,5%). Остальное приходится на природные источники (просачивание из недр) и выпадение из атмосферы. Подавляющий объем загрязнения морской среды нефтью и нефтепродуктами вносят береговые промышленные предприятия, затем следуют дноуглубительные работы. Промышленные стоки и отходы составляют 60,8% нефтяного загрязнения; загрязнение от нефтяных терминалов и нефтеперерабатывающих заводов составляет 1,2%, от нефтегазовых установок, платформ и скважин в море - 2,1%, от танкерного судоходства - 11,3%, от других видов судоходства (нетанкерного) - 14,4% (Никаноров, Хоружия, 1999).

Принято считать, что в Мировом океане растворенные углеводороды содержатся в количестве приблизительно 400 - 1300 млн. тонн и обнаруживаются на глубинах порядка 1000 м.

Существенный вклад в нефтяное загрязнение морей вносят аварии. В мире происходит значительное количество аварий, сопровождающихся разливами нефти и нефтепродуктов. В банке данных одной из фирм США, которая занимается мониторингом аварийных ситуаций, на 1997 г. насчитывалось 300 млн. зафиксированных аварийных ситуаций, причем их прирост составляет примерно 12 - 14 млн. аварий в год (Никаноров, Хоружия, 1999). С 1969 г. в Балтийском море было зафиксировано около 40 крупных аварий, сопровождавшихся разливами нефти, превышающими 100 тонн.

Достаточно серьезная обстановка, связанная с ростом числа и масштабов аварийных разливов нефтепродуктов (нефтеразливов) создалась в настоящее время и в Санкт-Петербурге. Так, только за последние годы произошли разливы нескольких сотен тонн различных нефтепродуктов в водной системе вблизи города, в том числе в Кронштадте, под Всеволожском, в районе Ивановских порогов, в юго-западных районах Ладожского озера (Голубев, 2002).

В связи с изложенным тема рассматриваемой научно-исследовательской работы "Оценка уровня загрязнения вод восточной части Финского залива нефтепродуктами за период 1995 - 2003 гг.", являющейся подпрограммой работы "Исследование природы Мирового океана" Федеральной целевой программы "Мировой океан", весьма актуальна.

В соответствии с Техническим заданием для достижения основной цели - оценки уровня загрязнения донных отложений восточной части Финского залива нефтяными углеводородами за период 2001 - 2005 гг. - было необходимо:

- Выявить пространственные особенности в распределении нефтяных углеводородов.

- Выявить временные тренды концентраций нефтяных углеводородов и оценить межгодовые изменчивости уровня антропогенного загрязнения.

- Описать современный уровень загрязнения вод восточной части Финского залива нефтяными углеводородами.

- Определить особенности распределения нефтяных углеводородов в донных отложениях различных районов восточной части Финского залива.


© 2003 Государственный океанографический институт




Морская деятельностьМеждународные связи Метеорология        Физическая географияГидрология          Гидрохимия          Ледовые условия     Загрязнение         Геология
©