Черное море                                                      - Метеорология

Гидрометеорологические условия обледенения судов

Значительную угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, в описываемом районе представляет их обледенение, которое наблюдается с декабря по март (преимущественно в северо-западной части моря).

Обледенение судов происходит при отрицательной температуре воздуха и сильном ветре, обусловливающем развитие волнения, и, как следствие, забрызгивание судна забортной водой.

Обледенение может наблюдаться также при выпадении переохлажденных осадков, при нахождении судна в переохлажденном тумане и при парении моря.

По интенсивности обледенение можно условно разделить на медленное, быстрое и очень быстрое. Ниже дана классификация интенсивности обледенения применительно к судам водоизмещением 300-500 т.

Медленное обледенение - скорость нарастания льда на судне менее 1,5 т/ч. Оно наблюдается :

а) при температуре воздуха от -1 до -3 °С и любой скорости ветра при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря ;

б) при температуре воздуха -4 °С и ниже и скорости ветра до 9 м/с при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря.

Быстрое обледенение - скорость нарастания льда на судне 1,5-4,0 т/ч. Оно наблюдается при температуре воздуха от -4 до -8 °С и скорости ветра 10 - 15 м/с.

Очень быстрое обледенение - скорость нарастания льда на судне более 4 т/ч. Оно наблюдается:

а) при температуре воздуха -4 °С и ниже и скорости ветра 16 м/с и более;б) при температуре воздуха -9 °С и ниже и скорости ветра 10- 15 м/с.Скорость нарастания льда во время обледенения зависит от частоты забрызгивания судна водой. Это явление определяется скоростью ветра, высотой и крутизной волны, курсом и скоростью судна по отношению к направлению ветра и волны. Наибольшая забрызгиваемость судна, а следовательно, и наибольшая интенсивность обледенения при одних и тех же гидрометеорологических условиях будут иметь место при курсовых углах волны и ветра менее 45°.

На скорость нарастания льда влияют также конструкция судна и такелажа, характер палубного груза и его расположение.

Особую опасность обледенение представляет для судов с низкими надводными бортами.

При возникновении обледенения рекомендуется:

- привести в готовность все средства борьбы с обледенением, а также спасательные средства;

- немедленно приступить к очистке судна даже от самого тонкого слоя льда и ледяной каши;

- - изменить курс судна таким образом, чтобы частота забрызгивания была наименьшей;

- - если есть возможность, покинуть опасный район, войти во льды или перейти в сторону более теплого воздуха или течения.


© 2003 Государственный океанографический институт




Международные связи Метеорология        Физическая географияГидрология          Ледовые условия     Загрязнение         Биоресурсы          Морская деятельностьГидрохимия
© ГосНИНГИ