Балтийское море                                                  - Метеорология

Опасные явления

К числу опасных явлений относятся туманы, ограниченная видимость, сильный ветер, метели, обледенение судов.

Туманы
Туманы в Балтийском море - явление нередкое. В открытом море повторяемость их 1-5%, в проливе Зунд с октября по апрель, а в южной части Ботнического залива в районе Або-Аландских шхер в марте - апреле повторяемость туманов составляет 10-20%. На побережье среднее годовое число дней с туманом колеблется от 20 до 70, только в районе порта Стокгольм уменьшается до 13; в районе города Свеннборг оно достигает 83.
Чаще всего туманы наблюдаются с сентября - октября по март - апрель, когда среднее месячное число дней с ними изменяется от 2 до 10, в районе города Свеннборг - от 6 до 14, а в районе порта Осло - от 8 до 11. Реже всего туманы отмечаются с мая - июня по август.
Для описываемого района характерны адвективные, радиационные туманы и туманы испарения.
В открытом море наиболее распространены адвективные туманы, образующиеся при прохождении теплого влажного воздуха над более холодной подстилающей поверхностью или холодного влажного воздуха над теплой поверхностью. Такие туманы чаще всего наблюдаются весной и летом, лишь у северного берега пролива Скагеррак они бывают преимущественно зимой. Адвективные туманы отличаются большой устойчивостью, значительной вертикальной мощностью и занимают обширную площадь. Средняя продолжительность туманов над морем 5-6 ч, а максимальная в отдельные месяцы достигает 50-60 ч. В районе проливов Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт и Каттегат весной и летом адвективные туманы наблюдаются в виде отдельных o полос; при ветрах с моря они распространяются на берег.
Радиационные туманы возникают над сушей вследствие ее охлаждения. Как правило, они образуются ночью или рано утром при ясном небе и слабом ветре. Наибольшего развития такие туманы достигают к восходу солнца, затем они ослабевают и к полудню исчезают. Однако зимой они могут держаться в течение суток. Радиационные туманы бывают поземные и приподнятые, или "висячие". Поземные туманы простираются над сушей на сравнительно небольшую высоту, а приподнятые располагаются на высоте 30-60 м от поверхности, нередко смыкаясь с облачным покровом. При этом у поверхности земли тумана нет; берега, маяки, знаки и другие береговые ориентиры остаются открытыми, в то время как высокие объекты окутаны туманом. Обычно радиационные туманы наблюдаются в прибрежной зоне и лишь иногда выносятся береговыми бризами в открытое море, где быстро рассеиваются.
Туманы испарения, или парение моря, отмечаются во фьордах зимой. Они образуются, когда холодный воздух с суши перемещается на более теплую незамерзающую водную поверхность, с которой происходит испарение в этот холодный воздух. Обычно такие туманы появляются ночью.
В Ботническом заливе с марта по май, а в западной части моря с сентября по март возможны очень густые туманы. Зимой над морем часто наблюдается дымка.
Ограниченная видимость ВИДИМОСТЬ
В течение всего года в описываемом районе преобладает видимость более 5 миль, повторяемость которой в отдельные месяцы достигает 95 %. Наилучшая видимость отмечается с июня по август.
Повторяемость видимости менее 2 миль в открытом море изменяется от 3 до 15%, а в вершинах заливов с декабря по март составляет 20-30%. В районе проливов Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт, Каттегат и Скагеррак с ноября по март довольно часто отмечается видимость менее 0,5 мили: повторяемость ее в открытых частях проливов 5-15%, а в заливах и бухтах, глубоко вдающихся в сушу, 25-30%. Чаще всего плохая видимость наблюдается утром и около полудня.
Ухудшение видимости зимой обусловлено в основном выпадением осадков, а весной и летом - туманами. Кроме того, вблизи больших промышленных городов видимость обычно ухудшается вследствие задымленности и запыленности воздуха. В некоторых районах, например, в Ботническом заливе, летом происходит ухудшение видимости из-за мглы, которая является результатом частых лесных пожаров.
Сильные ветры
Ветры со скоростью 15 м/с и более в открытом море чаще всего наблюдаются с октября по февраль, когда их повторяемость составляет 5-10%. В остальные месяцы она не превышает 5%. На побережье среднее месячное число дней со скоростью ветра 15 м/с и более в большинстве пунктов менее 6; в районе порта Осло такие ветры не отмечаются в течение всего года. На побережье Финского залива в районе порта Ханко (59°49' N, 22°58' E), а также на побережье Ботнического залива в районе маяков Меркет (60°18' N, 19°08' Е), Сельгрунд (62°20' N, 21°12' Е) и Сельшер (60°25' N, 19°35' E) с сентября-октября по март среднее месячное число дней со скоростью ветра 15 м/с и более достигает 8-16. Повторяемость ветра со скоростью 17 м/с и более в открытом море с октября по март составляет 3-5 %, в остальные месяцы не превышает 2%. На побережье такие ветры наблюдаются с октября по февраль - март: в среднем 1-2 дня за месяц.
В описываемом районе возможны сильные штормы и ураганы. Самый жестокий шторм за всю историю наблюдений отмечался в Балтийском море 24-25 ноября 1981 г. Скорость ветра к югу от параллели 58° сев. шир. достигала 33 м/с; к северу от этой параллели ветер был слабее, однако и в Ботническом заливе скорость его превышала 20 м/с.
В декабре 1982 г. в восточной части Балтийского моря также отмечался сильный шторм (скорость ветра 24-28 м/с).
Направление штормовых ветров в восточной части Балтийского моря зависит от траектории циклонов. При прохождении циклонов севернее Финского залива отмечаются штормовые ветры от S и SW с последующим переходом к W и NW. При прохождении циклонов южнее Финского залива наблюдаются штормовые ветры от NE и Е. Штормы обычно продолжаются одни сутки, но в редких случаях осенью - трое суток.
В южной части моря зимой преобладают штормовые ветры от SW и W, а летом - от NW. Чаще всего отмечаются штормы продолжительностью 6-11 ч; с октября по март штормы иногда длятся двое суток, причем наибольшей продолжительности достигают штормы 5 от SW.
В Ботническом заливе штормовые ветры обычно дуют от S и SW с последующим переходом к W и NW.
В целом для восточной и южной частей моря, а также для Ботнического залива характерно преобладание штормовых ветров от S и SW. ) В районе проливов Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт и Каттегат осенью и зимой возможны штормовые ветры любого направления, а весной и летом - от NW и W.
В северной части пролива Скагеррак зимой преобладают штормовые ветры от NE, а летом - от SW. Часты также штормовые ветры, от Е и SE. Ветры от SE обычно порывистые, нередко сопровождаются дождем и вызывают в проливе сильное волнение. Штормовые ветры от W и NW могут достигать большой силы; иногда они сопровождаются снегом или градом. Штормовые ветры от N в некоторых случаях продолжаются несколько дней подряд, вызывая в проливе сильное волнение.
Летом в описываемом районе довольно часты шквалы, сопровождающиеся грозами.
Смерчи в описываемом районе наблюдаются редко. Последний из них был зафиксирован в августе 1982 г. над Невской губой.
Смерч - это вихрь, обладающий большой разрушительной силой и имеющий вертикальную или изогнутую ось диаметром в несколько десятков метров. Давление воздуха в нем понижено. Смерч имеет вид темного облачного столба. Образование его связано с особо сильной неустойчивостью атмосферы. Сначала в нижней части кучево-дождевого облака появляется воронкообразный отросток, постепенно опускающийся вниз в виде облачной трубки, напоминающей гибкий шланг. Навстречу ему поднимается столб пыли с суши или водяных брызг с моря. Из одного кучево-дождевого облака может опускаться одновременно несколько смерчей; в этом случае они имеют небольшой диаметр. Скорость перемещения смерча в среднем 10 м/с.
Скорость ветра в смерче достигает 50-100 м/с. Вращательное движение в нем может происходить как по часовой стрелке, так и против нее. Продолжительность существования смерча от нескольких минут до нескольких десятков минут.
Наиболее вероятны смерчи в теплое время года и теплое время суток, но их появление не исключено в любой месяц и в любое время.
Метели
Метели отмечаются в основном с ноября по апрель, но наиболее вероятны в январе и феврале, когда число дней с ними достигает 10. Продолжительность их обычно не более суток.
Обледенение судов
Значительную угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, в Балтийском море представляет их обледенение, которое наблюдается с ноября -декабря по март-апрель. Особенно интенсивным обледенение бывает в январе - феврале.
Обледенение судов происходит при отрицательной температуре воздуха и сильном ветре, обусловливающем развитие волнения, и, как следствие, забрызгивание судна забортной водой.
Обледенение может наблюдаться также при выпадении переохлажденных осадков, при нахождении судна в переохлажденном тумане и при парении моря.
По интенсивности обледенение можно условно разделить на медленное, быстрое и очень быстрое. Ниже дана классификация интенсивности обледенения применительно к судам водоизмещением 300-500 т.
Медленное обледенение - скорость нарастания льда на судне менее 1,5 т/ч. Оно наблюдается:
а) при температуре воздуха от -1 до -3°С и любой скорости ветра при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря;
б) при температуре воздуха -4°С и ниже и скорости ветра до 9 м/с при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря.
Быстрое об леденение -скорость нарастания льда на судне 1,5-4,0 т/ч. Оно наблюдается при температуре воздуха от -4 до -8°С и скорости ветра 10-15 м/с.
Очень быстрое обледенение - скорость нарастания льда на судне более 4 т/ч. Оно наблюдается:
а) при температуре воздуха -4°С и ниже и скорости ветра 16 м/с и более;
б) при температуре воздуха -9°С и ниже и скорости ветра 10 - 15 м/с.
Скорость нарастания льда во время обледенения зависит от частоты забрызгивания судна водой. Это явление определяется скоростью ветра, высотой и крутизной волны, курсом и скоростью судна по отношению к направлению ветра и волны. Наибольшая забрызгиваемость судна, и, следовательно, наибольшая интенсивность обледенения при одних и тех же гидрометеорологических условиях будут иметь место при курсовых углах волны и ветра менее 45°.
На скорость нарастания льда влияют также конструкция судна и такелажа, характер палубного груза и его расположение.
Особую опасность обледенение представляет для судов с низкими надводными бортами.
При возникновении обледенения рекомендуется:
- привести в готовность все средства борьбы с обледенением, а также спасательные средства;
- немедленно приступить к очистке судна даже от самого тонкого слоя льда и ледяной каши;
- изменить курс судна таким образом, чтобы частота забрызгивания была наименьшей;
- если есть возможность, покинуть опасный район, войти во льды или перейти в сторону более теплого воздуха или течения.
Мореплаватели, направляющиеся в районы возможного обледенения, особенно на судах малого и среднего водоизмещения, должны подготовить суда и экипажи к борьбе с обледенением.
Весьма важным является обязательный регулярный прием на судне прогнозов погоды и штормовых предупреждений, передаваемых береговыми радиостанциями.


© 2003 Государственный океанографический институт




Морская деятельностьМеждународные связи Метеорология        Физическая географияГидрология          Гидрохимия          Ледовые условия     Загрязнение         Геология
©