СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ Плавание в Балтийском море и его заливах, а также в проливах, ведущих в Балтийское морс, как днем, так и ночью обеспечивается береговыми и плавучими средствами навигационного оборудования. Навигационные опасности, расположенные вблизи обычных путей следования судов, ограждаются светящими и несветящими буями и вехами; во многих случаях для обеспечения плавания вблизи опасностей используются цветные сектора огней светящих знаков и маяков. Фарватеры, ведущие к портам и гаваням, а также шхерные фарватеры, как правило, оборудованы створами маяков, светящих и несветящих знаков и огней и ограждаются светящими и несветящими буями и вехами. В условиях пониженной видимости безопасность плавания в Балтийском море обеспечивается радионавигационными системами "Брас", "Марс-75" и РС-10 (цепь БР-10), спутниковыми навигационными системами и звукосигнальными средствами. Кроме того, при плавании можно пользоваться аэрорадиомаяками; при этом надо иметь в виду, что они могут временно прекращать работу или изменять режим, о чем мореплавателям не дается никаких предупреждений. Большая часть береговых средств навигационного оборудования действует в течение всего года. Плавучее навигационное оборудование на зимний период в зависимости от ледовой обстановки частично заменяется зимними сигарообразными буями, о чем заблаговременно объявляется в извещениях мореплавателям. Необходимо учитывать, что навигационные огни, ограждающие каналы, устанавливаются, как правило, на некотором расстоянии за бровками и близко подходить к ним не следует. Подробные сведения о средствах навигационного оборудования помещены в соответствующих описаниях огней и знаков и в описании радиотехнических СНО.
ЛОЦМАНСКАЯ СЛУЖБА В описываемом районе существует развитая сеть лоцманских станций. В отдельных случаях, где нет лоцманских станций, обязанности лоцманов могут исполнять капитаны гаваней или местные рыбаки, хорошо знающие район плавания. Вызов лоцмана, как правило, производится по Международному своду сигналов. Особенности лоцманской проводки, порядок подачи заявок на проводку, места встречи лоцманов и другие сведения приводятся в правилах плавания в водах соответствующего государства и в навигационном описании, В некоторых крупных портах прибалтийских стран имеются лоцмана открытого моря, осуществляющие проводку судов в пределах Балтийского моря в соответствии с Правилами, принятыми на конференции в Гамбурге 18-22 октября 1979 г. Лоцманская проводка танкеров проливом Зунд и судов с осадкой 13 м и более проливом Большой Бельт (рекомендованный путь Т) регламентируется рекомендациями ИМО ( Правила плавания в водах Дании). Лоцманская служба Финляндии подчинена управлению морского судоходства, находящемуся в порту Хельсинки. Побережье Финляндии с прилегающими водами разделено на отдельные лоцманские округа. Каждый округ возглавляется начальником лоцманской службы округа, который отвечает за оборудование фарватеров и лоцманскую проводку судов в своем округе.На побережье расположены многочисленные лоцманские станции н посты, на которых несут дежурство государственные лоцмана. Станции и посты оборудованы сигнальными мачтами и оснащены УКВ радиостанциями и телефонами.В некоторых финских портах имеются портовые лоцмана, но они не являются государственными служащими; брать портового лоцмана ие обязательно. Лоцманская проводка в порты Польши, как правило, обязательна для всех судов валовой вместимостью 425 куб.м (150 peг. т) и более, а также в некоторых других случаях, предусмотренных правилами. Лоцманская проводка регулируется портовыми правилами, издаваемыми морскими управлениями в портах Гдыня, Щецин и в городе Слупск для подчиненных им административных районов. Польские лоцмана являются государственными служащими и подчиняются начальникам портов. Лоцманская проводка в пределах морских вод Германии осуществляется морскими лоцманами, а в Балтийском море - лоцманами открытого моря. Морские судоходные пути и порты, в которых лоцманская проводка обязательна, объединены в лоцманские районы портов: - в Балтийском море: Висмар, Росток и Штральзунд, Кильский канал I, Кильский канал II бухта Килер-Фёрде -река Траве и бухта Фленсбургер-Фёрде; - в Северном море: Эльба, Везер I, Везер II-Яде и Эмс. Морские судоходные пути и порты восточной части Германии, в которых лоцманская проводка обязательна, объединены в лоцманские районы портов Висмар, Росток и Штральзунд. В морских лоцманских районах ФРГ лоцманская проводка, как правило, обязательна для судов определенных размеров, а также для всех судов с опасными грузами и судов, не могущих уступать дорогу другим судам. На отдельных судоходных путях, не входящих в указанные выше районы, лоцманская проводка обязательна и при буксировке судов определенных размеров. Надзор за деятельностью лоцманской службы в этих районах ФРГ осуществляют соответственно Управление водных путей и судоходства Норд (WSD Nord), находящееся в порту Киль, и Управление водных путей и судоходства Нордвест (WSD Nordwest), находящееся в порту Гамбург. В крупных портах имеются портовые лоцмана, подчиняющиеся начальнику соответствующего порта. В гавани Киль-Хольтснау постоянно дежурят лоцмана, которые проводят суда во все пункты побережья ФРГ в Балтийском море. Лоцманская служба в Дании регулируется законом от 21 марта 1979 г. Лоцманские станции находятся во всех больших портах, а также у входов в некоторые фьорды и на фарватеры. На лоцманских судах, несущих службу на своих местах, а также на плавучих маяках и других судах, с которых можно принять лоцмана, днем поднимается флаг Н (Хотэл) Международного свода сигналов; ночью лоцманские суда несут огни, предписанные МППСС-72. Как правило, лоцманская проводка судов в датских водах при обычных условиях не обязательна. Однако, при плавании по некоторым фарватерам судов определенных размеров или осадки, а также танкеров, перевозящих химикалии и газ, и буксируемых судов - обязательна; сведения об этом приводятся в навигационном описании. Датские лоцмана являются преимущественно государственными служащими. Лоцманская служба в Швеции находится в ведении государственного управления лоцманской службы, расположенного в городе Стокгольм. Ему подчинены лоцманские округа, каждый из которых имеет несколько лоцманских станций и постов, обслуживающих определенные лоцманские фарватеры. Станции и посты оборудованы УКВ радиостанциями. На лоцманских станциях и постах круглосуточно или в установленные часы дежурят лоцмана; на некоторых станциях и постах лоцмана дежурят в определенные дни недели или месяца. Перечень лоцманских станций и обслуживаемых ими фарватеров, категории судов, для которых лоцманская проводка обязательна, а также порядок подачи заявок приведены в лоцманских правилах. Лоцмана открытого Балтийского моря. Балтийская комиссия лоцманских служб открытого моря обслуживает суда, плавающие в Балтийском море, покидающие или направляющиеся в порты Балтийского моря. Организация позволяет пользоваться услугами только дипломированных лоцманов открытого моря, имеющих специальные удостоверения, выданные компетентными органами прибрежных государств Балтийского моря. Заявку на лоцманов открытого моря надлежит подавать по адресам, указанным ниже: Россия. Заявка на лоцмана подается на имя капитана морского порта Санкт-Петербург за 24 ч до подхода судна к приемному бую. Финляндия. Заявка на лоцмана подается на лоцманскую станцию за 24 ч, кроме этого лоцмана можно заказать через представителя агентирующей фирмы. Лоцманские станции, через которые можно заказать лоцмана: - Айос (порт Кеми) по телефону (0)16 28 20 03; - Марьяниеми (65° 02'N, 24° 34'E) по телефону (0)204 48 76 40; - Рахе по телефону (0)204 48 76 30; - Танкар (порт Коккола) по телефону (0)688 22 61 60; - Райппалуото (на подходах к порту Вааса) по телефону (0)204 48 76 10; - Мянтюлуото (порт Пори) по телефону (0)204 48 66 45; - Раума по телефону (0)204 48 66 30; - Исокари (60° 43'N, 21° 01'E) по телефону (0)204 48 65 00; - Турку по телефону (0)2 30 34 53; - Маарианхамина (60° 06'N, 19° 56'E) по телефону (0)18 53 14 71; - Ханко по телефону (0)204 48 58 01; - Хельсинки по телефону (0)204 48 53 81; - Орренгрунд (60° 16'N, 26° 27'E) по телефону (0)204 48 56 04; - Котка по телефону (0)204 48 56 04; - Хамина по телефону (0)55 33 35; - Уусикаупунки по телефону (0)21 23 40. ПольшаЗаявка на лоцмана подается за 24 ч: а) для портов Гданьск - Гдыня: - представителю агентирующей фирмы в порту Гдыня по телефонам 058 20 12 40 или 20 41 17, по телексу 054225 MORS PL или 054301 MAG PL; - капитану порта Гдыня на УКВ, канал 12; по телефону 058 621 07 05, факсу 058 620 05 91, по телексу 054505; б) для портов Свиноуйсьце - Щецин: - на лоцманскую станцию порта Свиноуйсьце по телефону 091 321 34 31, по факсу 091 321 34 31; - или на лоцманскую станцию порта Щецин по телефону 091 430 85 53; - капитану порта Щецин на УКВ, канал 12; по телефону 091 433 66 57, по факсу 091 434 39 84, по телексу 0425425; - капитану порта Свиноуйсьце на УКВ, канал 12; по телефону 091 321 36 62, по факсу 091 321 36 62, по телексу 0425476. ФРГ. Заявка на лоцмана подается за 24 ч: а) капитанам портов: - Росток по телефону 0381 670 31 00, по факсу 0381 670 31 01; - Висмар по телефону 03841 44 13 26, по факсу 03842 44 13 28; - Штральзунд по телефону 03831 254 20, по факсу 03831 254 297; а) на лоцманскую станцию: - Варнемюнде по телефону 0381 206 03 50, по факсу 0381 206 03 51, на УКВ, канал 14; - Тиммендорф (53° 59,5'N, 11° 22,6'E) по телефону 038425 202 55, по факсу 038425 202 13, на УКВ, канал 14; - Штральзунд по телефону 03831 280 63 63, по факсу 03831 297 033, на УКВ, канал 14; в) на лоцманскую станцию Кильского канала по телефону 0431 36 28 58, по телексу 299857 BWKI@D. Дания. Заявка на лоцмана подается за 12 ч в адрес лоцманских станций: - порта Скаген по телефону 98 44 55 66, по телеграфу Danpilot Skagen, по телексу 67550 PILOT@DK; - порта Грено по телефону 86 32 05 50, по телеграфу Danpilot Grenaa, по телексу 63456 PILOT DK; - Большой Бельт по телефону 62 50 15 35, телеграфу Danpilot Great Belt, по телексу 50391 PILOT DK; - Зунд по телефону 35 38 67 00, по телеграфу Soundpilot Denmark, по телексу 27515 SUNDET DK. Швеция. Заявка на лоцмана подается за 12 ч в адрес лоцманских станций: - Лулео по телефону (0)920 25 53 56, по факсу (0)920 25 53 06; - Мальмё-Треллеборг по телефону (0)406 11 52 69, по факсу (0)40 30 18 68; - Стокгольм-Фурусунд по телефонам (0)866 666 20 или (0)857 15 30 65, по факсу (0)866 66690. Более подробные сведения об организации лоцманской службы в водах Норвегии, Российской Федерации, Финляндии, Швеции и Дании приведены в разделе "Правила плавания".
СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА Спасательные работы в Балтийском море и в проливах, ведущих в него, осуществляются спасательными судами, базирующимися в крупных портах, и береговыми спасательными станциями. Наличие спасательных судов в портах, а также местоположение береговых спасательных станций и их оборудование приводятся в навигационном описании. Между прибалтийскими государствами Россией, Эстонией, Латвией, Польшей, Германией, Данией, Швецией и Финляндией заключено соглашение о сотрудничестве спасательных служб в организации спасательных работ (участие в поиске затерявшихся судов, поддержание радиосвязи в ходе спасательных операций и помощь в случае большого объема и продолжительности работ). Взаимодействие между спасательными службами указанных государств организуется координационным спасательным центром (ROK) польской спасательной службы, находящемся в порту Гдыня. Во время совместных спасательных операций все береговые радиостанции этих государств обязаны поддерживать связь с координационным спасательным центром. Ниже приводятся сведения об организации спасательной службы в прибалтийских странах. Спасательная служба в Норвегии действует согласно организационному плану, утвержденному королем 21 сентября 1973 г. Этот план предусматривает согласованные действия ряда государственных и добровольных организаций и частных обществ, располагающих соответствующими ресурсами. Спасание осуществляется на земле, на море и в воздухе. Координацией спасательных действий занимается полиция через 2 главных (в портах Ставангер и Будё) и 55 местных спасательных центров. Главный спасательный центр порта Ставангер, расположенный в диспетчерской аэродрома Ставангер (58°53'N, 5°37'Е), координирует спасательные операции к S от параллели 65° сев. шир.; ему подчинены 43 местных спасательных центра. Главный спасательный центр порта Будё, расположенный в диспетчерской гидроаэродрома, координирует спасательные операции к N от параллели 65° сев. шир.; ему подчинены 12 местных спасательных центров, включая центр островов Шпицберген. Главные спасательные центры в каждом отдельном случае решают, должны ли они сами или подчиненные им спасательные центры руководить спасательными операциями. Местные спасательные центры обычно осуществляют руководство спасательными операциями каждый в своем районе, который, как правило, совпадает с полицейским районом, и сообщают в соответствующий главный спасательный центр о всех несчастных случаях, произошедших при проведении спасательных операций. По распоряжению главного спасательного центра местные спасательные центры могут руководить спасательными операциями и в других районах. Сообщения с судов, терпящих бедствие, обычно принимаются береговыми радиостанциями и передаются в соответствующий главный спасательный центр. Сообщения в главные спасательные центры могут передаваться также по телефону или по телексу: Ставангер - телефон (04) 517000, телекс 33163; Будё - телефон (081) 21267, телекс 64293. Спасание на море осуществляется в районе, охватывающем большую часть пролива Скагеррак, Северного, Норвежского и Баренцева морей, а также в районе островов Шпицберген. В спасательных операциях на море принимают участие: Норвежское общество по спасанию терпящих кораблекрушение судов (37 судов с радиусом действия 600-6000 миль и быстроходные катера); лоцманская служба (около 50 судов с радиусом действия 175-360 миль); портовая служба (около 10 судов для технических целей и местные портовые суда).; служба огней и знаков (около 30 судов); военно-морские и военно-воздушные силы; вспомогательные суда министерства рыболовства, а также рыболовные и торговые суда. Спасательные и лоцманские суда оснащены радио- и радиолокационными станциями. Военно-воздушные силы располагают спасательными вертолетами, базирующимися на аэродромы Ставангер, Эрланн (63°43'N, 9°37'Е), Будё и Банак; радиус действия при спасании 19 человек (максимальная вместимость вертолета) 229 миль. На каждом аэродроме в немедленной готовности к вылету круглосуточно находится один вертолет. Кроме того, при спасании могут использоваться вертолеты с радиусом действия 100 миль, базирующиеся на некоторые военные аэродромы, а также самолеты, использующиеся для поиска и доставки спасательного оборудования. Главную роль в спасании на море играет Норвежское общество по спасанию терпящих кораблекрушение судов, которое наряду со спасательными судами, расположенными вдоль берегов Норвегии по специальному плйну, имеет спасательные станции на берегу. План размещения спасательных судов ежегодно публикуется в норвежских извещениях мореплавателям. С 1 сентября 1976 г. у берегов Норвегии курсирует судно, имеющее радиостанцию для оповещения системы AMVER (автоматическая система взаимопомощи при спасании судов) - международной организации, управляемой береговой охраной США, с центром в городе Нью-Йорк. Задачей его является координация поисково-спасательных работ в открытых районах Мирового океана. Участником системы AMVER может стать любое судно, выходящее в рейс продолжительностью 24 ч и более, при условии, что оно будет передавать донесения в центр системы AMVER. Между правительствами Советского Союза и Норвегии 15 января 1988 г. заключено соглашение о сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасании терпящих бедствие людей на Баренцевом море.
Российская Федерация. Аварийно-спасательные работы в море производятся экспедиционным отрядом аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (АСПТР) Балтийского морского пароходства, находящимся в порту Санкт-Петербург. Группы этого отряда, базирующиеся в порту Санкт-Петербург имеют в своем распоряжении спасательные суда, которые несут круглосуточное дежурство. Вызов судов экспедиционного отряда производится через радиостанцию Балтийского морского пароходства и через радиостанции российских портов Балтийского моря. При необходимости экспедиционный отряд может привлекать к работам и другие организации. Финляндия. Спасательная служба в Финляндии находится в ведении Общества спасения пострадавших от кораблекрушения. Это Общество располагает сетью спасательных станций с современным спасательным оборудованием и спасательными ботами. В необходимых случаях Обществу оказывают помощь государственные органы. Спасательные станции расположены, как правило, вблизи рыбацких селений и лоцманских станций. Спасательные работы в море осуществляет финское акционерное общество "Нептун", находящееся в городе Хельсинки. Оно имеет несколько аварийно-спасательных судов, базирующихся в портах Хельсинки и Котка; суда могут быть вызваны в кратчайший срок. Общество "Нептун" имеет современное оборудование для подъема судов; есть водолазы. Польша. Поиск и спасение судов в море выполняет государственная организация - Польская судовая спасательная служба (PRO). Она имеет в своем распоряжении специальные спасательные суда, которые несут круглосуточное дежурство во всех основных портах. Кроме того, в ее распоряжении могут выделяться другие суда и оборудование для спасательных работ. Координирование поисковых и спасательных работ осуществляют координационные центры в портах Гдыня и Свиноуйсьце, на которых несется круглосуточное дежурство.Спасательные работы вблизи берегов выполняют береговые спасательные станции, подчиненные Морскому управлению; они располагают вездеходами и автомобилями со специальным оборудованием и средствами для оказания первой медицинской помощи. ФРГ. Спасательная служба западных районов Гекрмании находится в ведении Общества по спасению потерпевших кораблекрушение, находящегося в порту Бремен. Оно располагает сетью спасательных станций и наблюдательных постов, имеющих в своем распоряжении спасательные суда и моторные катера. Для выполнения аварийно-спасательных работ в порту Киль есть мощные буксиры, принадлежащие частной компании; на них несется постоянная радиовахта (позывной "DAAB", Bugsier). Спасательная служба восточных районов Германии находится в ведении Управления морского судоходства в городе Росток. Центральная спасательная станция расположена в аванпорту Варнемюнде; на ней несется круглосуточная вахта. Спасательные станции в портах подчинены капитанам соответствующих портов. Спасательные станции имеют в своем распоряжении специальные суда, оборудованные линеметательными установками. Спасение судов, терпящих бедствие или севших на мель, а также подъем затонувших судов осуществляется организацией (телеграфный адрес: Bergung Warnemunde), располагающей хорошо оборудованными судами, мощными буксирами, ледоколами; на судах имеются водолазы. Дания. Спасательная служба Данин находится в ведении министерства обороны. На побережье, в том числе и на острове Борнхольм, имеется большое количество спасательных станций; многие из них располагают ботами с линеметательными установками. В некоторых портах, кроме спасательных ботов, есть быстроходные спасательные суда с установленными на них радиостанциями. Когда эти суда находятся в море, они несут на мачте фиолетовый огонь.Кроме государственных спасательных станций, на побережье Дании имеются сигнальные станции, находящиеся в ведении датского Союза рыболовов; на этих станциях поднимаются сигналы, предупреждающие рыболовные суда о приближении шторма. Для аварийно-спасательных работ могут быть привлечены суда акционерного общества, находящегося в порту Копенгаген (телеграфный адрес: Svitzersalvage Kobenhavn); суда этого общества снабжены необходимым оборудованием и находятся в готовности выйти по вызову. Швеция. Морская спасательная служба Швеции находится в ведении государства. За спасательные работы вблизи берега (прибрежное спасание) отвечает Управление судоходства; ему подчинены береговые спасательные станции, имеющие в своем распоряжении боты с линеметательными установками. При некоторых станциях имеются спасательные суда. Управлению судоходства подчинены: 1) Основной центр морской спасательной службы Швеции - Морской спасательный координационный центр (МСКЦ) в порту Гётеборг (позывной "Sweden Rescue"); 2) Морской спасательный подцентр (МСПЦ) в порту Стокгольм (позывной "Stockholm Rescue"); 3) Морской спасательный подцентр (МСПЦ) на острове Готланд (позывной "Gotland Rescue"). В случае аварии связь с центрами следует установить по радио или по телефону 112. Судам рекомендуется сообщать в центры о любых затруднениях, влияющих на безопасность плавания. Спасательными операциями в море (спасение в открытом море) занимается Общество по спасанию потерпевших кораблекрушение. Аварийно-спасательные работы в море выполняются хорошо оборудованными для этого судами частных компаний. Спасательной службе при проведении операций могут оказывать помощь корабли, самолеты и вертолеты ВМС, таможенные суда, суда пограничной охраны, а если потребуется - и транспортные, рыболовные и другие суда.
СЛУЖБА НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ Согласно положению о Всемирной службе навигационных предупреждений (ВСНП) Балтийское море, включая пролив Скагеррак, относится к морскому географическому району НАВАРЕА I; районным координатором в нем является Великобритания, передающая районные предупреждения. Прибрежные предупреждения и гидрометеорологические сведения (прогнозы погоды, штормовые предупреждения, сведения о ледовой обстановке) на этот район передаются береговыми радиостанциями прибалтийских стран. В крупных портах имеются службы портовой информации, передающие местные предупреждения на район порта и подходов к нему.
СООБЩЕНИЕ И СВЯЗЬ Во всех прибалтийских странах между портами и гаванями поддерживается регулярное морское сообщение. Широко развито также паромное сообщение, особенно в южной части Балтийского моря и в Балтийских проливах. Между некоторыми портами прибалтийских стран курсируют железнодорожные паромы. На берегах Балтийского моря очень развита сеть железных и шоссейных дорог, связывающих порты и гавани между собой и с общей сетью дорог прибалтийских стран. Между большинством портовых городов поддерживается воздушное сообщение. На побережье и почти во всех крупных портах имеются радиостанции для связи с судами. Основным видом сообщения в Норвегии является морское сообщение, на которое приходится 2/3 внутренних и 9/10 внешнеторговых перевозок. Регулярные рейсы осуществляются между важнейшими норвежскими портами и крупными портами мира, а также между портами, гаванями, бухтами и большинством прибрежных населенных пунктов страны. В Норвегии широко развито паромное сообщение. Сеть железных дорог развита сравнительно слабо. Крупнейшие портовые города и некоторые крупные прибрежные селения соединены с железнодорожной сетью страны. В Норвегии хорошо развита сеть автомобильных дорог, связывающая все крупные населенные пункты. Между населенными пунктами поддерживается регулярное автобусное сообщение. Зимой многие дороги труднодоступны. Воздушное сообщение поддерживается с другими странами. Крупные города Норвегии связаны между собой местными авиалиниями, многие из которых функционируют только летом. В большинстве населенных пунктов Норвегии имеются телеграф и телефон. ПОРТЫ И ЯКОРНЫЕ МЕСТА В описываемом районе имеется большое количество различных по своему значению портов, многие из них доступны для больших судов. Самыми крупными по грузообороту являются: - российские порты: Санкт-Петербург, Выборг (60°42' N, 28°44' Е), Калининград (54°42' N, 20°27' Е); - эстонские порты: Таллин (59°27' N, 24°46' Е), Пярну (58°23' N, 24°29' Е); - латвийские порты: Рига (57°03' N, 24°03' Е), Вентспилс (57°24' N, 21°33' Е); - финские порты: Хельсинки (60°09' N, 24°55' Е), Турку (60°26' N, 22°13' Е), Котка (60°28' N. 26°56' Е) и Хамина (59°34' N, 27°18' E); - шведские порты: Стокгольм (59°20' N, 18°05' Е), Лулео (65°35' N, 22°10' Е), Карлскруна (56°10' N, 15°35' Е), Карлсхамн (56°10' N, 14°52' Е), Треллеборг (55°22' N, 13°09' Е), Мальмё (55°37' N, 13°00' Е), Гётеборг (57°41' N, 11°53' Е) и Хельсингборг (56°02' N, 12°37' Е); - польские порты: Щецин (53°25' N, 14°35' Е), Гданьск (54°24' N, 18°40' Е) и Гдыня (54°32' N, 18°33' E); - порты ФРГ: Киль (54°20' N, 10°08' Е), Любек (53°52' N, 10°41' Е) и Фленсбург (54°487 N, 9°26' Е), Висмар (53°54' N, 11°28' Е), Росток (54°06' N, 12°06' Е) и Штральзунд (54°I9' N, 13°06' E); - датские порты: Копенгаген (55°41' N, 12°36' Е), Хельсингёр (56°02' N, 12°37' Е), Орхус (56°09' N, 10°13' Е), Ольборг (57°03' N, 9°56' Е) и Фредериксхавн (57°26' N, 10°33' E); - норвежские порты: Осло (59°54' N, 10°44' Е), Халлен (59°07' N 11°23' Е), Драммен (59°44' N, 10°13' Е) и Кристиансанн (58°09' N, 8°00' Е). Все порты, как правило, оборудованы современными погрузочными средствами. На подходах к многим портам имеются укрытые от ветров и волнения рейды (внешние и внутренние) и якорные места. Хорошие якорные места для больших судов при ветрах с берега имеются в бухтах и заливах южного берега Финского залива, в заливе Пярну-Лахт (Рижский залив), а также в бухтах Мекленбургская (54°15' N, 11°3О' Е), Килер-Фёрде (54°25' N, 10°13' Е), Эккернфёрдер-Бухт (54°30' N, 10°00' E) и Фленсбургер-Фёрде, вдающихся в южный берег Балтийского моря. Защищенные от всех ветров якорные места имеются в глубине шхер Финского и Ботнического заливов, а также в шхерах юго-восточного побережья Швеции, восточного берега пролива Каттегат и северного берега пролива Скагеррак. Однако большинство этих якорных мест имеют ограниченные размеры, а подходы к ним сложные. В штормовую погоду для якорной стоянки могут использоваться также многие рейды в проливах Зунд, Большой Бельт и Малый Бельт. Во время тумана на якорь можно становиться в проливах повсюду, где позволяет осадка судна, но в стороне от фарватера и обычных путей следования судов. Режим плавания в портах приводится в правилах плавания в водах соответствующего государства и при описании самого порта. РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ В Балтийском море, в том числе в Финском и Рижском заливах, а также в проливах Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт, Каттегат и Скагеррак имеются бывшие опасные от мин районы, открытые для плавания всех судов. Плавание в этих районах рекомендуется совершать по фарватерам и рекомендованным путям. Постановка судов на якорь в бывших опасных от мин районах разрешается только в отведенных для этого местах. Лов рыбы придонными орудиями лова допускается лишь при условии строгого выполнения требований специальных инструкций. У побережья Швеции имеются бывшие опасные от мин районы, запретные для якорной стоянки; проходить через эти районы во время грозы не рекомендуется из-за возможного случайного взрыва мин. Кроме того, в Балтийском море и указанных выше заливах и проливах имеются многочисленные запретные для плавания, постановки на якорь и лова рыбы районы, районы и полигоны боевой подготовки и др. Сведения о них приводятся в навигационном описании, а также на навигационных и специальных картах. У побережья Дании имеются районы, в которых постановка на якорь, лов рыбы и подводные работы не рекомендуются. Подробные описания этих районов, фарватеров и рекомендованных путей, а также общие указания для плавания даны.в сводном описании "Режим плавания в Балтийском море и Ладожском озере" (№ 4241). Лов рыбы в бывших опасных от мин районах разрешается только при условии выполнения требований Инструкции капитанам судов флота рыбной промышленности Российской Федерации о мероприятиях по обеспечению противоминной безопасности при плавании и лове рыбы. У побережья Швеции имеются запретные (крепостные) зоны и контрольные районы, а у побережья Финляндии - районы ограниченного плавания, пребывание в которых иностранных судов регламентируется специальными правилами. Для уменьшения опасности столкновения в местах интенсивного судоходства в отдельных районах Балтийского моря установлены системы разделения движения. Эти системы разделения движения используются судами в любое время суток и в любую погоду. Суда, осуществляющие плавание по системе разделения движения или вблизи нее, должны действовать в соответствии с правилами МППСС-72. При плавании в Балтийском море надлежит также учитывать, что во многих местах между берегами проливов, бухт, заливов, поперек основных фарватеров курсируют паромы (железнодорожные, автомобильные); сведения о них приводятся в навигационном описании. Вдоль побережья Финляндии имеются районы ограниченного плавания. Подробные сведения о них помещены в разделе "Правила плавания". Балтийское море с Финским и Ботническим заливами и проливной зоной, согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78, являются особым районом по предотвращению загрязнения моря нефтью. В Балтийском море повсеместно ведется лов рыбы. Вблизи судоходных путей часто могут находиться в больших количествах рыболовные суда и различные снасти, создающие серьезные препятствия для плавания. Рыболовные суда несут огни и подают сигналы в соответствии с МППСС-72 и Приложением II к этим правилам. Кроме того, некоторые государства могут предписывать своим рыболовным судам дополнительные отличительный или сигнальный огонь или сигнальную фигуру. Все суда, за исключением указанных в правиле 27 МППСС-72, обязаны избегать встречи с рыболовными судами. РЕМОНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СНАБЖЕНИЕ Любой ремонт больших судов можно произвести в портах: Санкт-Петербург (Россия), Рига (Латвия); Котка, Хельсинки, Турку, Уусикаупунки (60°48' N, 21°23' Е), Раума (61°08' N, 21°27' Е), Вааса (63°05' N, 21°37' Е) (Финляндия); Гданьск, Гдыня, Щецин (Республика Польша); Штральзунд, Росток, Висмар Любек, Киль, Фленсбург (ФРГ); Стокгольм, Карлскруна, Сёльвесборг (56°03' N, 14°35' Е), Мальме, Ландскруна (55°52' N, 12°50' E), Хельсингборг, Фалькенберг (56°54' N, 12°29' Е), Гётеборг, Уддевалла (58°21' N, 11°56' Е) (Швеция); Копенгаген, Орхус, Ольборг, Фредериксхавн (Дания). Эти порты доступны для больших судов, хорошо механизированы, имеют оборудованные гавани и бассейны. Капитальный ремонт судов можно произвести в портах Гданьск, Гдыня, Калининград, Лиепая, Рига, Таллинн и Хельсинки, а также в Морском порту Санкт-Петербург. Мелкий ремонт можно произвести в остальных портах. В некоторых гаванях можно произвести текущий ремонт рыболовных судов и шлюпок. Ремонт средних и малых судов может быть произведен и в других портах охватываемого данной лоцией района. Подробные сведения о наличии в портах доков, эллингов, слипов, верфей, судоремонтных мастерских, кранов и другого оборудования приведены в навигационном описании. Почти во всех портах и во многих гаванях суда могут пополнить запасы топлива, воды и продовольствия. Жидкое топливо и вода, как правило, подведены к причалам; в некоторых портах и гаванях топливо и вода подаются в цистернах или принимаются с танкеров и водолеев. Все виды судового снабжения имеются только в указанных выше крупных портах; в остальных портах возможности приобрести тот или иной вид снабжения ограничены. Судостроительные и ремонтные заводы, располагающие доками, имеются в норвежских портах Балтийского моря Осло, Драммен, Кристиансанн. Во многих портах, гаванях и населенных пунктах имеются слипы и механические мастерские, но большинство из них предназначено для малых судов. В крупных портах Норвегии можно принять жидкое топливо всех видов. Во многих небольших портах, гаванях и населенных пунктах количество жидкого топлива ограниченно (емкость береговых цистерн не превышает 50 т). Пополнить запасы воды и приобрести продовольствие можно во всех портах и гаванях и во многих населенных пунктах. ЯКОРНЫЕ МЕСТА Наиболее удобные якорные места находятся в Финском заливе. В бухтах и заливах южного берега залива имеются хорошие якорные места для больших судов, однако они, как правило, не защищены от северных ветров. Защищенные от всех ветров якорные места имеются в шхерах у северного берега Финского залива. Удобных и защищенных якорных мест в Рижском заливе и у восточного и южного берегов Балтийского моря от мыса Овиши до мыса Розеве мало. Якорные места для больших судов имеются только в бухтах Кюдемаа-Лахт и Тага-Лахт, вдающихся в северо-западный берег острова Сааремаа, в заливе Пярну и при подходе к порту Рига. НЕРАБОЧИЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ Нерабочими (праздничными) днями являются: - в Финляндии - 1 января, 12 января, 1 мая, 8 мая, 4 июня, 21 июня, 1 ноября, б декабря, 25-26 декабря; - в Польше - 1 января, 1 мая, 4-е воскресенье июня (День ВМС), 22 июля, 4-е воскресенье августа (День авиации), 1 ноября, 25-26 декабря, а также некоторые религиозные праздники, не имеющие фиксированных дат; - в ФРГ- 1 января, 1 мая, 17 июня, 19 ноября, 25-26 декабря, а также некоторые религиозные праздники, не имеющие фиксированных дат; - в Дании - 1 января (накануне праздника рабочий день заканчивается в 12 ч), 13 апреля (рабочий день заканчивается в 12 ч), 16 апреля, 1 мая (рабочий день заканчивается в 12 ч), 5 июня, 25-26 декабря (накануне праздника рабочий день заканчивается в 12 ч), а также некоторые религиозные праздники, не имеющие фиксированных дат; - в Швеции - 1 января, 6 января, 30 апреля, 1 мая, 6 июня, 21 июня, 1 ноября, 25-26 декабря, а также некоторые религиозные праздники, не имеющие фиксированных дат; в Швеции в канун Дня середины лета (20 июня), Рождества (24 декабря) и Нового года (31 декабря) работы в портах сокращены до минимума; все услуги оплачиваются по двойным тарифам. - в Норвегии - 1 января, 1 мая, 17 мая, 25 и 26 декабря, а также великий четверг, страстная пятница, пасхальный понедельник, вознесение, духов день, дата которых определяется по церковному календарю; в праздничные и другие нерабочие дни все услуги, предоставляемые портом, и работы, выполняемые с привлечением местного обслуживающего персонала, как правило, оплачиваются по повышенным тарифам. НАСЕЛЕНИЕ И НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ Берега Балтийского моря густо населены. Ниже перечислены наиболее крупные портовые города и административные центры. Россия - население 146001 тыс. человек (2000), городское 73%; русские составляют 81,5% (1989, перепись); важнейшие морские порты - Санкт-Петербург, Выборг и Калининград; Эстония - население 1431 тыс. человек (2000), городское население 71%; эстонцы (963 тыс. человек; 1989, перепись), русские, украинцы и др.; главные морские порты: Таллин (столица), Новоталлиннский Латвия - население 2405 тыс. человек (2000), городское 69,5%; латыши (1388 тыс. человек; 1989, перепись), русские, белорусы, украинцы, поляки и др.; основные порты: Рига (столица), Вентспилс, Лиепая. Литва - население 3621 тыс. человек (2000), городское 68,5% (1993); литовцы (2924 тыс. человек; 1989, перепись), русские, поляки и др.; главный морской порт - Клайпеда. Финляндия - население 5168 тыс. человек (2000); морские порты: Хельсинки, Котка, Турку, Оулу; Польша - население 38646 тыс. человек (2000), св. 98% - поляки; городское население 62,1% (1993); главные морские порты: Щецин, Свиноуйсьце, Гдыня, Гданьск. ФРГ - население 82797 тыс. человек (2000); св. 90% - немцы; главные морские порты: Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Вильгельмсхафен, Любек, Росток - Варнемюнде. Швеция - население 8,7 млн. человек (2000), в т. ч. шведов 91%; городское население 83,4% (1991); главные порты: Гетеборг, Стокгольм (столица), Лулео, Мальме. Дания - Население 5336 тыс. человек (1993), св. 97% - датчане. Городское население 84,9% (1992); главные порты: Копенгаген (столица), Оденсе, Орхус, Ольборг; Норвегия - население около 4481 тыс. чел. (2000). Из них норвежцев 98 %. Наиболее крупные города Норвегии - Осло (столица), Берген, Троннхейм, Ставангер, Кристиансанн и Драммен.Осло, Кристиансанн