|
|
Гидрометеорологиские условия обледенения судовЗначительную угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, в северной и средней частях Каспийского моря представляет их обледенение, которое наблюдается с ноября по март. Обледенение судов происходит при отрицательной температуре воздуха и сильном ветре, обусловливающем развитие волнения и, как следствие, забрызгивание судна забортной водой. Обледенение может наблюдаться также при выпадении переохлажденных осадков, при нахождении судна в переохлажденном тумане и при парении моря. По интенсивности обледенение можно условно разделить на медленное, быстрое и очень быстрое. Ниже дана классификация интенсивности обледенения применительно к судам водоизмещением 300-500 т. Медленное обледенение - скорость нарастания льда на судне менее 1,5 т/ч. Оно наблюдается: а) при температуре воздуха от -1 до -3 °С и любой скорости ветра при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующие явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря; б) при температуре воздуха -4 °С и ниже и скорости ветра до 9 м/с при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря. Быстрое обледенение - скорость нарастания льда на судне 1,5-4,0 т/ч. Оно наблюдается при температуре воздуха от -4 до -8 °С и скорости ветра 10-15 м/с. Очень быстрое обледенение - скорость нарастания льда на судне более 4 т/ч. Оно наблюдается: а) при температуре воздуха -4 °С и ниже и скорости ветра 16 м/с и более; б) при температуре воздуха -9 °С и ниже и скорости ветра 10-15 м/с. Повторяемость медленного обледенения наибольшая в северной части моря в феврале и марте и достигает 20 %. Повторяемость быстрого обледенения, отмечающегося в январе - .марте, составляет не более 5%. Скорость нарастания льда во время обледенения зависит от частоты забрызгивания судна водой. Это явление определяется скоростью ветра, высотой и крутизной волны, курсом и скоростью судна по отношению к направлению ветра и волны. Наибольшая забрызгиваемость судна, а следовательно, и наибольшая интенсивность обледенения при одних и тех же гидрометеорологических условиях будут иметь место при курсовых углах волны и ветра менее 45°. На скорость нарастания льда влияют также конструкция судна и такелажа, характер палубного груза и его расположение. Особую опасность обледенение представляет для судов с низкими надводными бортами.
|