Каспийское море                                                  - Метеорология

Гидрометеорологиские условия обледенения судов

Значительную угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, в северной и средней частях Каспийского моря представляет их обледенение, которое наблюдается с ноября по март.

Обледенение судов происходит при отрицательной температуре воздуха и сильном ветре, обусловливающем развитие волнения и, как следствие, забрызгивание судна забортной водой.

Обледенение может наблюдаться также при выпадении переохлажденных осадков, при нахождении судна в переохлажденном тумане и при парении моря.

По интенсивности обледенение можно условно разделить на медленное, быстрое и очень быстрое. Ниже дана классификация интенсивности обледенения применительно к судам водоизмещением 300-500 т.

Медленное обледенение - скорость нарастания льда на судне менее 1,5 т/ч. Оно наблюдается:

а) при температуре воздуха от -1 до -3 °С и любой скорости ветра при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующие явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря;

б) при температуре воздуха -4 °С и ниже и скорости ветра до 9 м/с при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря.

Быстрое обледенение - скорость нарастания льда на судне 1,5-4,0 т/ч. Оно наблюдается при температуре воздуха от -4 до -8 °С и скорости ветра 10-15 м/с.

Очень быстрое обледенение - скорость нарастания льда на судне более 4 т/ч. Оно наблюдается:

а) при температуре воздуха -4 °С и ниже и скорости ветра 16 м/с и более;

б) при температуре воздуха -9 °С и ниже и скорости ветра 10-15 м/с.

Повторяемость медленного обледенения наибольшая в северной части моря в феврале и марте и достигает 20 %. Повторяемость быстрого обледенения, отмечающегося в январе - .марте, составляет не более 5%.

Скорость нарастания льда во время обледенения зависит от частоты забрызгивания судна водой. Это явление определяется скоростью ветра, высотой и крутизной волны, курсом и скоростью судна по отношению к направлению ветра и волны. Наибольшая забрызгиваемость судна, а следовательно, и наибольшая интенсивность обледенения при одних и тех же гидрометеорологических условиях будут иметь место при курсовых углах волны и ветра менее 45°.

На скорость нарастания льда влияют также конструкция судна и такелажа, характер палубного груза и его расположение.

Особую опасность обледенение представляет для судов с низкими надводными бортами.


© 2003 Государственный океанографический институт




Биоресурсы          Метеорология        Физическая географияГидрология          Гидрохимия          Ледовые условия     Загрязнение         Международные связи Морская деятельностьГеология
©